"Росгосстрах" потеснился. За год холдинг потерял почти 5проц. рынка ОСАГОПавел Миледин В прошлом году страховщики продали полисов обязательной автогражданки на 49,3 млрд руб., а выплатили всего 18,5 млрд руб., при этом доля Росгосстраха, безоговорочного лидера рынка ОСАГО, сократилась на 4,3%. Эти данные содержатся в попавших в распоряжение Ведомостей материалах Российского союза автостраховщиков.
Минувший год стал первым полноценным годом действия закона об ОСАГО, который вступил в силу 1 июля 2003 г. По данным РСА, в 2004 г. сборы страховых компаний по ОСАГО составили 49,3 млрд руб., выплаты 18,5 млрд руб. Взносы распределялись достаточно равномерно: во втором полугодии 2003 г. они составили 24,9 млрд руб., в январе июне 2004 г. 23,4 млрд руб. и в июле декабре 2004 г. 25,9 млрд. Это больше, чем мы ожидали, результаты говорят о высокой законопослушности граждан, рассуждает первый заместитель гендиректора Росгосстраха Дмитрий Маркаров, добавляя, что сборы могли быть еще выше, если бы ГАИ более жестко контролировала исполнение закона. Выплаты же постепенно нарастают с 1,2 млрд руб. в 2003 г. до 7,4 млрд и 11,1 млрд руб. в первом и втором полугодиях 2004 г. Поэтому страховщики называют попытки определить рентабельность ОСАГО преждевременными. Это можно будет сделать через два-три года, когда выплаты также выйдут на постоянную величину, говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. В прошлом году РСА и Федеральная служба страхового надзора оценивали рентабельность бизнеса по ОСАГО в 15-30%. Пятерка лидеров ОСАГО за год не изменилась (см. таблицу), а безоговорочным фаворитом остается холдинг Росгосстраха. Входящие в него 11 компаний в прошлом году продали полисов на 16,1 млрд руб. Однако его доля на рынке снизилась с 37% до 32,7%. В самом холдинге считают это естественным: по словам Маркарова, Росгосстрах хорошо подготовился к новому закону и стартовал успешнее других. Не мы стали работать хуже, а другие лучше, говорит Маркаров. Лучше стала работать, например, РОСНО, которая поднялась с 13-го на 7-е место по объему сборов по автогражданке. В 2003 г. компания практически не занималась этим бизнесом, а ее руководители уверяли, что тарифы по ОСАГО занижены и слишком активные продажи могут привести к убыткам. Но в 2004 г. компания поменяла стратегию, начала рекламную кампанию и агрессивные продажи, что принесло ей около 0,9% рынка ОСАГО. Но гендиректор РОСНО Леонид Меламед говорит, что компания стратегию не меняла и по-прежнему ведет осторожную политику на рынке ОСАГО, работая в сегменте дорогих мощных машин. Единственной, кроме Росгосстраха, компанией, которой удалось завоевать более 10% рынка, стала РЕСО-Гарантия, а наибольшие темпы (в пять раз) роста среди первой двадцатки показал Стандарт-Резерв. Ничего особенного [для этого] мы не предпринимали, уверяет гендиректор компании Виктор Юн. По его словам, Стандарт-Резерв позже других получил лицензию на ОСАГО в июле 2003 г. и начал продавать полисы только в октябре 2003 г. В 2004 г. мы начали работать в полную силу, объясняет прогресс компании Юн. Некоторые из тех, кто резво стартовал в 2003 г., сдали свои позиции. Из двадцатки крупнейших выпал СОГАЗ, бывшая дочка Газпрома. Стратегия развития СОГАЗа отводит ОСАГО роль поддерживающего вида, говорит начальник департамента маркетинга компании Алексей Смертин: Мы не стремимся продавать ОСАГО отдельно от других продуктов и не занимаемся развитием каналов продаж ОСАГО. Страховая группа УралСиб потеряла за год 1% рынка, собрав в 2004 г. не намного больше, чем в неполном 2003 г. У УралСиба есть более приоритетные направления развития, объясняет исполнительный директор УралСиба Николай Николенко. Кроме того, в группу входит еще один страховщик СКПО, занявший в 2004 г. 5-е место. Ведомости |
|||