04.02.2005

"Росгосстрах" потеснился. За год холдинг потерял почти 5проц. рынка ОСАГО



Павел Миледин

В прошлом году страховщики продали полисов обязательной автогражданки на 49,3 млрд руб., а выплатили всего 18,5 млрд руб., при этом доля “Росгосстраха”, безоговорочного лидера рынка ОСАГО, сократилась на 4,3%. Эти данные содержатся в попавших в распоряжение “Ведомостей” материалах Российского союза автостраховщиков.


Лицензию на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) имеют 169 компаний. Стоимость полисов едина и устанавливается правительством, исходя из базовой ставки 1980 руб. и поправочных коэффициентов, зависящих от места регистрации и мощности двигателя автомобиля, возраста и стажа водителя, наличия аварий.

Минувший год стал первым полноценным годом действия закона об ОСАГО, который вступил в силу 1 июля 2003 г. По данным РСА, в 2004 г. сборы страховых компаний по ОСАГО составили 49,3 млрд руб., выплаты — 18,5 млрд руб. Взносы распределялись достаточно равномерно: во втором полугодии 2003 г. они составили 24,9 млрд руб., в январе — июне 2004 г. — 23,4 млрд руб. и в июле — декабре 2004 г. — 25,9 млрд.

“Это больше, чем мы ожидали, результаты говорят о высокой законопослушности граждан”, — рассуждает первый заместитель гендиректора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров, добавляя, что сборы могли быть еще выше, если бы ГАИ более жестко контролировала исполнение закона.

Выплаты же постепенно нарастают — с 1,2 млрд руб. в 2003 г. до 7,4 млрд и 11,1 млрд руб. в первом и втором полугодиях 2004 г. Поэтому страховщики называют попытки определить рентабельность ОСАГО преждевременными. “Это можно будет сделать через два-три года, когда выплаты также выйдут на постоянную величину”, — говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. В прошлом году РСА и Федеральная служба страхового надзора оценивали рентабельность бизнеса по ОСАГО в 15-30%.

Пятерка лидеров ОСАГО за год не изменилась (см. таблицу), а безоговорочным фаворитом остается холдинг “Росгосстраха”. Входящие в него 11 компаний в прошлом году продали полисов на 16,1 млрд руб. Однако его доля на рынке снизилась с 37% до 32,7%. В самом холдинге считают это естественным: по словам Маркарова, “Росгосстрах” хорошо подготовился к новому закону и стартовал успешнее других. “Не мы стали работать хуже, а другие — лучше”, — говорит Маркаров.

Лучше стала работать, например, “РОСНО”, которая поднялась с 13-го на 7-е место по объему сборов по автогражданке. В 2003 г. компания практически не занималась этим бизнесом, а ее руководители уверяли, что тарифы по ОСАГО занижены и слишком активные продажи могут привести к убыткам. Но в 2004 г. компания поменяла стратегию, начала рекламную кампанию и агрессивные продажи, что принесло ей около 0,9% рынка ОСАГО. Но гендиректор “РОСНО” Леонид Меламед говорит, что компания стратегию не меняла и по-прежнему ведет осторожную политику на рынке ОСАГО, работая в сегменте дорогих мощных машин.

Единственной, кроме “Росгосстраха”, компанией, которой удалось завоевать более 10% рынка, стала “РЕСО-Гарантия”, а наибольшие темпы (в пять раз) роста среди первой двадцатки показал “Стандарт-Резерв”. “Ничего особенного [для этого] мы не предпринимали”, — уверяет гендиректор компании Виктор Юн. По его словам, “Стандарт-Резерв” позже других получил лицензию на ОСАГО — в июле 2003 г. — и начал продавать полисы только в октябре 2003 г. “В 2004 г. мы начали работать в полную силу”, — объясняет прогресс компании Юн.

Некоторые из тех, кто резво стартовал в 2003 г., сдали свои позиции. Из двадцатки крупнейших выпал “СОГАЗ”, бывшая “дочка” “Газпрома”. Стратегия развития “СОГАЗа” отводит ОСАГО роль “поддерживающего” вида, говорит начальник департамента маркетинга компании Алексей Смертин: “Мы не стремимся продавать ОСАГО отдельно от других продуктов и не занимаемся развитием каналов продаж ОСАГО”. Страховая группа “УралСиб” потеряла за год 1% рынка, собрав в 2004 г. не намного больше, чем в неполном 2003 г. У “УралСиба” есть более приоритетные направления развития, объясняет исполнительный директор “УралСиба” Николай Николенко. Кроме того, в группу входит еще один страховщик — СКПО, занявший в 2004 г. 5-е место.



Ведомости