![]() ТелелидерыЛидером прошедшей недели остался "Первый канал". По предварительным данным TNS Gallup Media, его рейтинг по стране вырос до 26,8%, а у "России" и НТВ остался на прежнем уровне 23,1% и 12,6% соответственно. В столице объем среднесуточной доли аудитории основных каналов оказался заметно выше, чем на предыдущей неделе: у "Первого канала" 22,3%, у "России" 20,1%, у НТВ 14,2%. А в Москве был вновь зафиксирован всплеск интереса к новостям и информационным проектам; особенно заметно это на канале "Россия". Минувшая неделя вновь показала разницу в предпочтениях аудитории в Москве и в стране в целом. В столице из десяти самых популярных программ недели шесть относятся к информационным форматам. У остальных россиян интерес к информации заметно меньше: здесь в числе проектов-лидеров в основном сериалы и развлекательные форматы. Казалось бы, на прошлой неделе в стране не произошло какого-то одного конкретного особенно значимого события, о котором зрители пытались бы узнать или найти подробности в новостях. А внимание к теме замены льгот денежными компенсациями у зрителей постепенно угасает таковы законы психологии аудитории, даже несмотря на то, что сама проблема по-прежнему остается актуальной (правда, нельзя не сказать, что снизить резонанс от неудачно проведенной властью реформы удалось не без помощи госканалов). Не случилось на прошлой неделе (не дай бог, конечно) и масштабной трагедии или катастрофы, которые по законам информационного жанра всегда становятся главной темой, что ведет к заметному повышению интереса аудитории к новостям и, соответственно, высоким рейтингам информационных программ. Не связаны высокие цифры информационных проектов и с программированием. Так, например, итоговая воскресная программа "Время" на "Первом" уже вторую неделю подряд имеет рейтинг и долю аудитории заметно выше, чем стоящие вокруг программы зарубежные хиты и развлекательные проекты. Большая часть зрителей стремится на канал именно к этой информпрограмме. Та же тенденция на минувшей неделе проявилась и в отношении "Вестей недели" на "России". Аудитория пришла смотреть именно программу Сергея Брилева, а рейтинг предшествующего ей торжественного вечера-концерта, посвященного 250-летию МГУ, был почти в полтора раза меньше. Что касается проектов "Специальный корреспондент" и "Вести-Москва", то здесь вообще особая ситуация. Эти информационные проекты (особенно последний) на протяжении всего времени существования в эфире стабильно являются одними из самых рейтинговых форматов на канале "Россия" в целом, и порой, как это происходит сейчас, заметно опережают сериальные линейки. Ъ обратился к руководству "Первого канала" и "России" с просьбой объяснить, чем сами каналы объясняют всплеск интереса аудитории (и, в частности, московской) к информационным форматам, который произошел на минувшей неделе. Оказалось, что общего мнения нет, а каждый из каналов нашел свое объяснение этой тенденции. Так, на "Первом" считают, что интерес зрителей к итоговой программе "Время" (в среднем более 30% доли аудитории) связан именно с событиями, произошедшими в течение недели: "Во-первых, при странных обстоятельствах скончался премьер-министр соседнего государства, неоднозначного (речь идет о премьере Грузии Зурабе Жвании.Ъ). С высокой вероятностью погиб Шамиль Басаев. Произошло назначение премьера Юлии Тимошенко... Разве можно считать, что ничего не случилось?! Это очень живая площадка текущих событий, и аудиторию это не может не волновать". По мнению руководства "Первого канала", рост интереса к новостям и внимания к ним на минувшей неделе все-таки происходит "на базе того, что большая аудитория людей, прежде всего пожилых, обычно новости не смотрящих, в последние недели стала смотреть больше и ежедневные информационные, и итоговые программы, в которых так или иначе говорят о разных аспектах монетизации льгот". "Эта тема за последние недели привлекла людей к новостям. Безусловно, есть зрители настоящие активные фанаты информации, она есть и среди пожилых людей. Но на этот раз пришла та группа зрителей, которые обычно смотрят новости, если только происходит что-то экстраординарное, считают на 'Первом канале'. Именно за счет этой части зрителей увеличился и процент аудитории информпрограмм. Интерес этой группы зрителей к новостям сравним с интересом к сводкам погоды. Почему люди так активно смотрят прогноз погоды? Потому что завтра надо выходить на улицу и нужно понимать, что надеть. То же самое с монетизацией она подхлестнула интерес аудитории к новостям: постоянно идут комментарии, разъяснения. Эта информация важна для повседневной жизни большинства людей, которые смотрят наш канал". На канале "Россия" считают, что высокий интерес московской аудитории к информационным проектам в гораздо меньшей степени связан с актуальностью тем прошедшей недели: "Попадание наших проектов в топы говорит прежде всего об одном стабильности интересов аудитории канала 'Россия', которая предпочитает смотреть те форматы, которые выпускает дирекция информационных программ канала. Вне зависимости от того, какие сериалы идут вокруг новостей с очень высокими показателями, со средними или не очень высокими, аудитория наших информационных проектов стабильно высока, и это указывает на то, что наши новости, как федеральные, так и местные, аудитория выбирает осознанно". Следует отметить, что на "России" действительно в настоящее время рейтинги праймовых сериальных линеек заметно упали (в среднем доля аудитории около 20%), но за счет заметно выросших по стране в целом предпраймовых сериалов (Ъ подробно писал об этом в прошлом выпуске "Телелидеров") и стабильно высоких рейтингов новостей объем среднесуточной доли аудитории канала не снижается, а остается на прежнем уровне. На "Первом", напротив, в последнее время благодаря растущей динамике сериала "Близнецы" (более 30% доли аудитории), стабильного (но несколько ниже, чем у "России") предпрайма и устойчивых позиций программы "Время" доля аудитории за последнюю неделю выросла. Но на "России" Ъ заявили, что "понижение рейтингов сериальных линеек, которое естественно для января-февраля, не ведет к потере процента аудитории канала в целом; как раз происходит перераспределение сил, и именно в отношении информпроектов, поскольку они сохраняют свои устойчивые цифры". В целом же на канале уверены, что высокие рейтинги информационных форматов связаны с тем, что аудитория канала "весьма качественная и ей неважно, какой продукт идет до и после новостей, она просто давно выбрала наши информпроекты и приходит их смотреть, зная, что от них ожидать". Следует также отметить, что рейтинги новостей выросли на минувшей неделе в столице не только у государственных каналов, но и на НТВ. Особенно заметно это было у 19-часовых выпусков программы "Сегодня" (так, во вторник рейтинг программы был рекордно высоким 9,2% и, что особенно важно, при доле аудитории 22%, что на НТВ случается редко). В среднем рейтинг "Сегодня" в 19.00 также был высок и составил около 8% при доле аудитории около 20%. Такое на НТВ случается не так часто. Обычно рейтинги новостей ниже и растут именно в дни активных политических событий либо во время чрезвычайных происшествий, когда столичная аудитория закономерно растет, поскольку на НТВ приходят зрители, которые сознательно предпочитают государственным новостям пока еще альтернативную точку зрения. Однако в силу ряда обстоятельств (в том числе и печально известных, которые произошли в судьбе НТВ за последние пять лет) канал не может по охвату аудитории тягаться с каналами государственными, которые на сегодняшний день охватывают практически 100% территории страны. Поэтому пока большая часть аудитории, которая предпочитает получать информацию и, что более существенно, ее разъяснение и комментарии со всеми точками зрения, вынуждена довольствоваться только тем, что представляют ей два главных канала страны. А поскольку они имеют государственный статус, то и предлагают своему зрителю точку зрения власти. Десять самых популярных программ у московской аудитории
Десять самых популярных программ у российской аудитории
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||