21.02.2005

"Дружба" победит. Роспатент оставил "Карат" без сырных марок



Антон Сарайкин


Московский завод “Карат” может лишиться прав на популярные марки плавленых сыров “Дружба” и “Янтарь”. В конце минувшей недели палата по патентным спорам отменила регистрацию этих марок за “Каратом”. Если это решение утвердит глава Роспатента, то выпускать известные сырки сможет любая компания.


По данным TNS Gallup Media, марки плавленых сыров “Дружба” и “Янтарь” знают соответственно 71,5% и 67% российских потребителей, конкурирующую финскую марку Viola – 58%. По оценкам “Карата”, емкость российского рынка плавленых сыров составляет 500 000 т в год. Из них 200 000 приходится на импорт.

О том, что палата по патентным спорам Роспатента приняла решение о лишении московского завода “Карат” регистрации на товарные знаки “Янтарь” и “Дружба”, “Ведомостям” рассказал Борис Александров, президент московской компании “Ростагроэкспорт”. Эта компания совместно с Воронежским заводом плавленых сыров и рядом других производителей пыталась добиться этого решения с 2000 г., когда “Карат” зарегистрировал советские марки на себя и потребовал от этих предприятий прекратить выпуск сыров.

Если решение об отмене регистрации утвердит глава Роспатента Борис Симонов, использовать марки “Янтарь” и “Дружба” сможет любой желающий.

Александров из “Ростагроэскпорта” доволен решением Роспатента. Именно его компания в прошлом году обратилась с возражением в Роспатент и нашла себе союзника в лице крупнейшего производителя молока в стране — компании “Вимм-Билль-Данн”, которая консультировала противников “Карата”.

“Мы долго бились за это, и теперь справедливость восторжествовала — марки стали общими”, — заявил Александров. По его данным, сейчас в России “Янтарь” и “Дружбу” выпускает более 50 предприятий, в том числе и ВБД. “Я верил, что правда победит, — доволен председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили. — Мы позаботимся об улучшении этого брэнда”.

На “Карате” знают о решении палаты. “Это просто беспредел Роспатента, направленный на развал сырной отрасли”, — возмущен гендиректор “Карата” Владимир Корсун. “Если решение палаты будет подписано [главой Роспатента Борисом Симоновым], мы будем оспаривать его в суде”, — говорит Корсун. По его словам, с 2000 г. компания вложила в продвижение брэндов 6 млн евро.

Юристы по разному оценивают решение Роспатента. Директор петербургского офиса юридической фирмы “Городисский и партнеры” Виктор Станковский не согласен с решением палаты по патентным спорам. “У потребителей слова "дружба" и "янтарь" вовсе не ассоциируются с сырками”, — полагает юрист. По его мнению, у “Карата” есть шансы пересмотреть это решение в арбитражном суде. А владелец юридической фирмы “Усков и партнеры” Вадим Усков, напротив, поддерживает решение палаты по патентным спорам. “Это единственно правильное решение, эта марка уже давно размыта”, — говорит юрист. По его словам, практика показывает, что в большинстве случаев арбитражный суд подтверждает решения Роспатента.



Плавленные сыры "Дружба" и "Янтарь"


Ведомости