21.02.2005

Конституционный суд разрешил конфискацию "aнтисоциально" нажитого имущества



Конституционный суд (КС) признал законным изъятие в доход государства имущества, нажитого в результате "антисоциальных" сделок. Например таких, в которых государству были недоплачены налоги. По мнению части экспертов ГАЗЕТЫ, такое решение КС может привести к признанию недействительными десятков тысяч сделок и резкому усилению давления государства на бизнес. Однако большинство склоняются к тому, что определение КС направлено исключительно против башкирского президента Муртазы Рахимова, а практика конфискации не будет широко распространенной.

'Космические' льготы
В прошлую пятницу Конституционный суд признал соответствующей Основному закону статью 169 Гражданского кодекса. Она позволяла налоговым органам аннулировать так называемые 'антисоциальные' сделки, например такие, которые были совершены с целью ухода из-под налогообложения, и конфисковывать имущество участников сделки как только одной стороны, так и обеих. Так, суд не внял доводам трех башкирских нефтеперерабатывающих компаний, которые пытались оспорить свою правоту в сделках, совершенных ими с офшорными компаниями, зарегистрированными на Байконуре.

Напомним, что в декабре 2003 года Государственная дума приняла поправки в Налоговый кодекс, которые объявили вне закона работу внутренних офшоров - территорий, руководители которых предоставляли зарегистрированным в них предприятиям налоговые льготы. Старейшими внутренними офшорами были учрежденные в 1994 году зоны 'Ингушетия', 'Калмыкия' и российский анклав в Казахстане - Байконур, соглашение по которому было подписано в конце 1995 года. По этому соглашению мэр города, назначаемый по согласованию с Казахстаном, имел право освобождать предприятия, зарегистрированные в анклаве, от уплаты акцизов, части налога на прибыль и НДС. Эти преимущества Байконура быстро раскусили нефтяники. Они десятками регистрировали в анклаве общества с ограниченной ответственностью (ООО) численностью 2-3 человека, которые, не платя налогов, арендовали имущество у предприятия, имеющего производство в России. По такой схеме на Байконуре работали девять компаний, арендовавших имущество Московского НПЗ, нескольких НПЗ ЛУКОЙЛа и Башкирской топливной компании (БТК). Именно ей принадлежали Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ и ОАО 'Уфанефтехим', которые заключили договора с зарегистрированными на Байконуре фирмами 'Борт-М' и 'Корус-Байконур'.

'Космические' заработки
Сколько на такой 'аренде' могли заработать башкирские нефтяники - подсчитать сложно. По оценке тогдашнего Министерства по налогам и сборам (МНС), всего в 2001 году из-за байконурских льгот федеральный бюджет недосчитался 13,8 млрд. рублей. Часть компаний, в первую очередь ЛУКОЙЛ, предпочли решить налоговый вопрос полюбовно: уже в декабре 2002 года ЛУКОЙЛ выплатил в бюджет сумму, равную 103 млн. долларов (около 3 млрд. рублей).

Суммы налоговых претензий к башкирским нефтяникам были сопоставимы c 'лукойловскими'. ОАО 'Уфимский НПЗ', по мнению МНС, недоплатил 3 млрд. 195 млн. рублей налогов (вместе со штрафами - 5 млрд. 774 млн. рублей), ОАО 'Ново-Уфимский НПЗ' - 2 млрд. 283 млн. рублей (вместе со штрафами - 4 млрд. 120 млн. рублей). То ли суммы налоговых требований оказались неподъемными для Башкирской топливной компании, то ли ее руководство надеялось одержать победу над МНС, пользуясь поддержкой главы Башкирии (БТК на тот момент возглавлял сын башкирского президента Урал Рахимов). Однако выиграть у налоговиков им не удалось.

В 2002 году договоры, заключенные башкирскими нефтяниками с байконурскими компаниями, были оспорены налоговой инспекцией и прокуратурой Башкирии в арбитражных судах. Все суды вынесли одинаковые постановления - сделки были признаны 'мнимыми' и 'заключенными с целью уклонения от уплаты налогов'. В соответствии со 169-й статьей ГК весь доход по таким сделкам был перечислен в доход государства. Заводы, кроме того, должны были еще заплатить налоговые недоимки и штрафы. Не помогли башкирским предприятиям даже обращения в Верховный и Конституционный суды. В пятницу КС признал действия налоговиков полностью соответствующими закону.

'Фискальный энтузиазм государства'
Таким образом, КC фактически дал 'добро' налоговикам на применение статьи 169 ГК - ведь 'антисоциальной' может быть признана любая сделка, в результате которой государство недосчиталось налогов. По сути КС лишь одобрил те методы, которые налоговики и прокуратура уже два года как используют против ЮКОСа, а это вызывает у российского бизнеса большую тревогу.

'Определение Конституционного суда, возможно, и не приведет к массовому пересмотру сделок 2001-2004 годов, так как и без него есть достаточно способов наказания за налоговые правонарушения. Но игнорировать его бизнесу все же не стоит, - пояснил ГАЗЕТЕ партнер коллегии адвокатов 'Джон Тайнер и партнеры' Валерий Гуща. - Cудебная практика последнего времени свидетельствует, что любую неясность и неточность закона государство всеми путями пытается обратить против налогоплательщика. Так было и с понятием 'недобросовестность', которого вообще нет в законодательстве (но оно активно используется в последнее время). Так и сейчас: суды начнут оперировать еще и понятием 'антисоциальной' сделки', - уверен эксперт. А это еще больше развяжет руки налоговикам и прокуратуре для сведения счетов с неугодными предпринимателями.

'По сути КC вернул в законодательство конфискацию, отмененную в Уголовном кодексе в конце 2003 года. После определения КС речь может пойти об отмене десятков, если не сотен тысяч сделок, заключенных с офшорными фирмами', - сказал ГАЗЕТЕ управляющий партнер компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' Сергей Пепеляев. К тому же, по его словам, такое прочтение ГК приведет к двойной санкции за одно правонарушение: за налоговую недоимку виновные должны будут и заплатить штраф, и вернуть всю прибыль по сделке государству. 'Подобные нормы в Европе остались только в России и Греции. А их применение российскими судами только провоцирует фискальный энтузиазм государства', - заявил ГАЗЕТЕ Сергей Пепеляев.

'Паника необоснованна'
Впрочем, глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников уверен, что паника среди предпринимателей необоснованна. 'Статья сама по себе не несет угрозы конфискации. Изымается только имущество, полученное в результате незаконной сделки. И четко указано, что суд должен доказать антисоциальный характер сделки', - считает депутат.

Большинство экспертов к тому же полагают, что определение КС относится не столько ко всему российскому бизнесу, сколько к отдельным предпринимателям, которые 'не хотят решать с налоговиками вопросы миром'. 'В первую очередь - к президенту Республики Башкортостан Муртазе Рахимову и его окружению', - уверен один из опрошенных ГАЗЕТОЙ юристов, пожелавших остаться неизвестным.

Газета