22.02.2005

Авиакомпаниям прописали новый бланк



Как стало известно Ъ, Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP. Это позволит иностранным авиакомпаниям получить широкий доступ к российскому рынку авиаперевозок и позволит им увеличить число полетов в Россию.

Прообраз современной системы BSP (англ. billing and settlement plan) появился в США в 1964 году. Сегодня региональные BSP работают в 140 странах мира. BSP предлагает агентствам, продающим авиабилеты, комплекс услуг; с их помощью кассир агентства может забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке BSP, который принимают все авиакомпании, состоящие в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, International Airtransport Assosiation).

IATA пыталась вывести систему BSP на российский рынок продажи авиабилетов еще с 1995 года. Однако эти попытки до сих пор успешно блокировала Транспортная клиринговая палата (ТКП), российский конкурент BSP, имеющий влиятельное лобби в российских авиационных властях.

ЗАО "Транспортная клиринговая палата" обеспечивает расчеты между билетными агентствами и авиакомпаниями с 1993 года на основе собственного нейтрального бланка, или "бланка ТКП". Сегодня договоры с палатой имеют 140 регулярных перевозчиков из России и стран СНГ, 77 чартерных авиакомпаний, а также около 6 тыс. пунктов по продаже билетов по всей стране. ЗАО контролирует известный бизнесмен, депутат Госдумы Сулейман Керимов. Акционерами палаты также являются 20 авиакомпаний, которым принадлежат незначительные пакеты акций. Так, в собственности "Аэрофлота" находится 3,5% акций ТКП. По данным палаты, в 2003 году билетами на ее бланках воспользовались 9,6 млн пассажиров. При этом всего в 2003 году российские авиакомпании перевезли 29 млн человек.

Как сообщил Ъ источник в ФАВТ, глава агентства Николай Шипиль подписал аккредитацию системы BSP в России. Очевидно, это стало возможным после того, как представителям IATA удалось достичь неофициальных договоренностей с руководством ТКП. Чтобы выйти на российский рынок, BSP пошла на серьезные уступки – ей пришлось разделить отечественный рынок авиаперевозок с ТКП. На бланках BSP в России будут выписывать только билеты на международные рейсы, для внутрироссийских перевозок по-прежнему будет использоваться нейтральный бланк палаты. Кроме того, билетные агентства смогут аккредитоваться одновременно в обеих организациях и работать сразу с двумя нейтральными бланками, что в мировой практике встречается редко. Наконец, IATA пришлось снять ограничения с бланков ТКП, обеспечив им доступ на международный рынок: до сих пор ими пользовались лишь в России и странах СНГ, с 22 февраля они признаны международными.

В ТКП не скрывают, что приход BSP в Россию IATA пришлось долго согласовывать именно с ними. Наличие "предварительных устных договоренностей между ФАВТ, ТКП и IATA об основных принципах работы", перечисленных собеседником Ъ в авиационном ведомстве, подтвердил председатель наблюдательного совета ТКП Сергей Ильичев: "Слово 'конкурировать' действительно присутствует впервые за всю историю существования нейтральных билетных полей, но мы как раз путем договоренностей хотели бы избежать конфронтации".

Региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев заявил Ъ: "В пилотном режиме система BSP заработает в России в сентябре этого года". По его словам, членами системы BSP автоматически станут все билетные агентства, аккредитованные при IATA, которых в стране сегодня насчитывается около 300. Господин Шамраев также подчеркнул, что расширять объем предоставляемых услуг за счет внутрироссийских перевозок не планируется. Банк, через который будут осуществляться взаиморасчеты участников системы BSP, господин Шамраев не называет. По данным Ъ, в этом вопросе IATA также пришлось пойти на уступки: вместо американского Ситибанка выбран российский Внешторгбанк.

В авиакомпаниях неоднозначно оценивают приход системы BSP в Россию. "Благодаря BSP российские компании смогут расширить географию направлений для своих пассажиров за счет продажи билетов не только из Питера до какой-нибудь европейской столицы, но и дальше из этой столицы по всему миру",– считает заместитель начальника коммерческой службы ФГУАП "Пулково" Святослав Ланге. По его словам, благодаря использованию BSP за рубежом продажи билетов на рейсы "Пулково" в отдельных странах обычно удваивались.

Вместе с тем появление BSP в России может обеспечить иностранным авиакомпаниям и гораздо более широкий, чем сейчас, доступ к российскому рынку авиаперевозок. Сегодня инокомпании в России продают билеты на свои рейсы через собственные представительства и небольшое количество агентств. Поэтому объем перевозок ими российских пассажиров, по экспертным оценкам, невелик – всего около 10 млн человек. "Основной минус появления BSP в России в том, что таким образом иностранцы получат более широкий доступ на российский рынок, и конкуренция между ними и российскими перевозчиками, летающими за рубеж, усилится",– говорит господин Ланге.

Крупнейшие участники рынка авиабилетов считают, что появление BSP будет способствовать укреплению их позиций. "Требования, которые IATA предъявляет к агентам, многие выполнить не смогут,– полагает генеральный директор компании 'Инна-тур' Дмитрий Горин.– И дело не в банковских гарантиях в размере $20 тыс. (их должно представить любое агентство, желающее получить аккредитацию при IATA, дающую доступ к BSP.–Ъ), а в требованиях к персоналу и офису. Крупным фирмам выполнить их будет гораздо проще".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

КоммерсантЪ