22.02.2005
Деловая газета "Бизнес"

Два месяца без Parliament. Philip Morris ушел из "Седьмого континента"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Philip Morris и "Седьмой континент" никак не могут договориться об условиях продажи сигарет в этом году. Двухмесячный простой уже обошелся компаниям в $3 млн. Эксперты не исключают того, что "Семерка", воспользовавшись истечением договора с Philip Morris, за спиной производителя заключила эксклюзивный контракт с его конкурентами.
"В конце прошлого года договор с Philip Morris на предоставление их продукции в магазинах истек. Сейчас ведутся переговоры с дистрибутором по составлению нового",- говорит пресс-секретарь "Седьмого континента" Анна Зайцева. "Седьмой континент" - одна из крупнейших розничных сетей России. Компании принадлежит 78 магазинов в Москве.
Информацию о том, когда планируется возобновление поставок сигарет, Зайцева назвала "коммерческой" и от дальнейших комментариев отказалась. Однако сразу несколько менеджеров супермаркетов "Седьмой континент" пожаловались "Бизнесу" на медлительность руководства, которое "никак не может договориться с поставщиками". "Покупатели привыкли видеть Parliament в выкладке магазина, их недовольство подстегивает и то, что в супермаркете висит реклама табачной марки",- сетует один из работников "Седьмого континента".
"Мы не обязаны иметь в магазинах конкретный перечень товаров",- возражает Зайцева, подчеркивая, что наличие на прикассовых стендах рекламы Parliament не означает, что потребитель "может купить их здесь и сейчас".
В компании Philip Morris отказались от комментариев.
Участники рынка расходятся в оценке причин разрыва контракта. Знакомый с ситуацией источник "Бизнеса" говорит, что инициатором двухмесячного простоя стал сам производитель: "Чтобы попасть на прилавки любой сети супермаркетов, необходимо не только составить контракт, но и оплатить листинг (наличие продукции компании в ассортиментном листе супермаркета). В "Семерке" он составляет порядка $400 тыс. Philip Morris, видимо, решил не платить такую сумму за неосновной канал сбыта, рассчитывая на то, что "Седьмой континент" не сможет без Parliament и Marlboro".
Редактор отраслевого информагентства "Русский табак" Максим Королев предположил, что "Семерка" заключила соглашение с другими табачными компаниями, по которому супермаркет обязуется выставлять только их сигареты. "Philip Morris мог "не взять" "Седьмой континент", зато выйти в другую сеть",- говорит он. Королев не исключает также возможности, что сам "Седьмой континент" повысил стоимость выкладки на продукцию Philip Morris, и поставщик не захотел подписывать договор.
Эксперты оценивают ежемесячные продажи сигарет Philip Morris во всех магазинах сети в $1,5 млн. Таким образом, два месяца простоя уже обошлись "Семерке" в $3 млн оборота. Потери Philip Morris не столь существенны: они не превышают $2 млн, что для компании с торговым оборотом порядка $2 млрд - небольшая сумма. На все торговые сети приходится менее 1% продаж Philip Morris.
Тем не менее участники рынка называют продажи в сетевой рознице важными для имиджа марки. "На продажи в сетевых супермаркетах приходится очень малая доля торгового оборота табачных компаний, однако магазины типа "Седьмого континента" являются трейд-сеттерами, они формируют аудиторию - в этом их главная функция",- считает директор по корпоративным отношениям "Бритиш Американ Тобакко Россия" Владимир Аксенов. С ним соглашается Максим Королев из "Русского табака".
Дистрибуторы рассчитывают, что конфликт вскоре будет улажен. Председатель совета директоров ООО "Формула доставки" (входит в группу Mercury - эксклюзивный дистрибутор Philip Morris в Москве) Невруз Махарамов говорит, что переговоры уже практически завершены, однако условиями размещения занимается непосредственно производитель.
Махарамов уверяет, что в любом случае объемы продаж Philip Morris в "Семерках" в этом году сохранятся на запланированном уровне. "Правда, из-за такой задержки в прикассовых стендах не будет места для всех суббрэндов Philip Morris (Parliament One, Extra Lights и т. п.- "Бизнес")",- говорит Махарамов. С ним соглашается один из экспертов: "Осенью в ассортименте "Семерки" появился Gallaher, так что теперь для PM может не остаться места на прикассовых стендах "Семерки"".


Деловая газета "Бизнес"