Свято место пусто не бывает, или ЕНВД вместо налога на рекламуПод Новый год законодатели сделали всем налогоплательщикам подарок - отменили пятипроцентный налог на рекламу. Правда, казалось бы, вполне приятное новшество сопровождалось еще одним: введением ЕНВД в отношении наружной рекламы. Законодателей понять можно: потери бюджета от отмены старого налога на рекламу надо компенсировать. А вот радость налогоплательщиков заметно поубавилась. Вопрос - почему? В списке не значатся... Давайте для начала посмотрим, что же стоит за понятием "наружная реклама". Как следует из статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, распространением и (или) размещением наружной рекламы признается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств, в т.ч. перетягов), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие. А это значит, что действие указанного закона не распространяется: - на организации или на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по распространению и (или) размещению наружной рекламы, осуществляемой с помощью выносных щитовых конструкций (штендеров), переносных рекламных конструкций, ограждений, подъемных воздушных средств (шаров, аэростатов, дирижаблей), а также лотков, тележек, зонтиков, киосков и иных технических средств); -на организации или на индивидуальных предпринимателей, являющиеся агентами по рекламе; -на организации или на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих самостоятельное распространение и (или) размещение рекламной информации о своих товарах (работах, услугах). Иными словами, не всем "рекламщикам" стоит расстраиваться по поводу введения ЕНВД. Обратите внимание: плательщиками налога являются только те организации, которые имеют в собственности или аренде стационарные технические средства, используемые для наружной рекламы. Платить нельзя освободить. Где ставится запятая? Итак, допустим, ваша организация, занимающаяся наружной рекламой, была переведена на ЕНВД. Напомним, что "вменёнка" вводится вместо общей системы налогообложения и заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН. Выплаты страховых взносов в пенсионный фонд осуществляются в обычном порядке, но вычитаются из ЕНВД в случае, если составляют не более 50% от суммы ЕНВД. А теперь самое важное: все остальные налоги и сборы уплачиваются! Это значит, что таможенные пошлины и сборы, транспортный налог, земельный налог, государственные пошлины - все остается без каких-либо изменений. Ситуация с НДС заслуживает отдельного внимания. С одной стороны, организации, занимающиеся наружной рекламой, не являются плательщиками НДС. Но только при реализации услуг по ее распространению. Что же касается закупок товаров и услуг у поставщиков (все виды аренды, производители конструкций, машин и другого оборудования) НДС уплачивается в общем порядке. Есть у рекламщиков и еще один повод "порадоваться": возмещение НДС из бюджета для них вообще не предусмотрено. Так что организации, являющиеся налоговыми агентами по НДС, предоставляют по нему налоговую декларацию и уплачивают налог в бюджет. Оплата ЕНВД производится до 25 числа первого месяца следующего квартала за предыдущий квартал. Методика расчета ЕНВД ЕНВД уплачивается в размере 15 процентов от вмененного дохода. Вмененный доход рассчитывается исходя из базовой доходности на 1 кв. м площади рекламного изображения и коэффициентов K1, K2 и КЗ по формуле: базовая доходность х S рекламного изображения х Kl x K2 х КЗ. Базовая доходность установлена федеральным законом и составляет: 3 000 руб. в месяц за 1 кв. м полиграфического рекламного изображения и 4 000 руб. в месяц за 1 кв. м светового и электронного табло. Как правило, базовая доходность определяется с учетом максимально возможного в данной отрасли значения. В случае наружной рекламы за максимальное значение принята стоимость 1 кв.м. рекламной конструкции на ул. Тверской в Москве, самой дорогой зоне России. В других местах, даже на территории Москвы, стоимость отличается от этой величины в десятки раз. Коэффициенты К1 - коэффициент, учитывающий отношение кадастровой стоимости земли к максимальной кадастровой стоимости земли в регионе (городе). Так как в настоящее время системы единого государственного кадастра не существует и не определена стоимость земли, то коэффициент принимается равным 1. К2 - понижающий коэффициент, учитывающий реальную доходность данного вида предпринимательской деятельности в конкретном регионе (городе). Может устанавливаться в значениях от 0,005 до 1. Методика расчета К2 базируется на приведении вмененного дохода к фактическому доходу отрасли наружной рекламы в конкретном регионе (городе). На территории г. Самары К2 составляет 0,2. КЗ - коэффициент- дефлятор, учитывающий изменение уровня инфляции (В 2005 году он установлен в размере 1, 104). Кто проиграл? На этот вопрос ответить легко. Проиграли все: и изготовители, и распространители, и посредники, и заказчики. Слабых мест у нововведения действительно очень много. Судите сами. Для малых предприятий налоговое бремя может вообще стать непосильным. Например, сумма ЕНВД за квартал по одному стандартному рекламному щиту размером 3 м х 6 м составляет 10731 рублей (базовая доходность 3000 х площадь рекламного изображения 18 кв м х количество сторон 2 х К1 1 х К2 0.2 х К3 1.104 х ставка налога 15 процентов х налогооблагаемый период 3 месяца). А если организация размещает рекламу на разных носителях (и стационарных, и переносных), она обязана вести по ним раздельный налоговый и бухгалтерский учет. Ни для кого не секрет, что для его разработки и внедрения нужно немало времени. Да и не каждый специалист с этим справится. Кроме того, предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером для заказчиков рекламы: не являясь плательщиком НДС, он не может выставить заказчику счет-фактуру для его возмещения. Это делает распространителей наружной рекламы менее конкурентоспособными на рынке рекламы. Но и это ещё не все. ЕНВД исчисляется за каждый календарный месяц налогового периода, если в течение этого месяца размещалась наружная реклама. При этом количество дней использования объектов в данном месяце значения не имеет. Расходная часть бюджета организации, распространяющей наружную рекламу, увеличивается на величину НДС. Про распри с налоговиками в ситуации перехода с общего режима налогообложения на ЕНВД следует сказать особо. Они, например, твердо убеждены, что следует восстановить суммы НДС, принятого к вычету, с остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных запасов, хотя в законодательстве такой нормы нет. Конечно, и арбитражные суды и Высший арбитражный суд РФ в этом вопросе на стороне налогоплательщиков, но отстаивать-то свою правоту придется в судебном порядке! Занятие, как говорится, не из приятных. Повлияет новинка и на организации, оказывающие посреднические услуги в рекламном бизнесе. Хотя они не являются плательщиками ЕНВД, налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость возрастает для них очень резко. Итак, что же в итоге? Расходы, связанные с наружной рекламой, значительно выросли. Услуги дорого обойдутся и заказчикам рекламы, и ее производителям. Выиграет ли от этого бюджет? Сомнительно. Так что подарок законодателей оказался довольно разорительным. Конечно, безвыходных положений не бывает, и схемы, позволяющие оптимизировать налогообложение, разработать можно. Но совершенно понятно, что универсальными они стать не могут, поэтому практически каждому конкретному предприятию придется учитывать массу разных нюансов. Н.М. Насыбуллина, директор аудиторской компании "Бизнес- Актив". "Спутник главбуха" (Самара и Самарская область). Новости наружной рекламы |