22.02.2005
Сибирский Берег

Сибирские сухарики насушат в Казахстане. "Сибирский Берег" разместит производство на "Болжау"



Юлия Дрокова
Юлия Лях


Производитель сухариков и снеков “Сибирский Берег” нацелился на рынки стран Средней Азии. С мая на казахском предприятии “Болжау” начнется производство сухариков под торговыми марками “Сибирского Берега”. Но сибиряки не только разместят там производство, но и хотят купить часть бизнеса “Болжау”.


“Болжау” (Павлодар) – крупнейший казахский производитель снековой продукции, основная торговая марка – “Болжау”. Оборот и собственники не разглашаются. По оценке “Сибирского Берега”, “Болжау” контролирует 11% снекового рынка республики, емкость которого в 2004 г. составила 11 000 т ($69 млн), из которых на сухарики приходится 7000 т ($30 млн). В России “Сибирский Берег”, по собственным данным, в 2004 г. контролировал 16,5% рынка снеков и 51% рынка сухариков. Оборот компании не разглашается. Собственную долю на рынке Казахстана “Сибирский Берег” оценивает в 25%, в сегменте сухариков – в 70%.

На мощностях “Болжау” начнется производство продукции под основными марками “Сибирского Берега” — “Кириешки” и “Компашки”, сообщила “Ведомостям” Ирина Арабьян, исполнительный директор коммерческого блока “Сибирского Берега”. По ее словам, соглашение об этом было подписано на прошлой неделе. А в течение полутора месяцев сибиряки собираются приобрести долю в “Болжау”. Арабьян не смогла назвать ее размер, так как этот вопрос еще обсуждается. “Сибирскому Берегу” важно получить производственную площадку и оптимизировать сбытовую политику в Казахстане“, — пояснила она.

Гендиректор “Болжау” Азат Динмухамед подтвердил планы по производству продукции “Сибирского Берега” на предприятии, но отказался обсуждать планируемую сделку по собственности, сославшись на отсутствие конкретных договоренностей. Стороны также не могут назвать предполагаемое соотношение производства марок друг друга в Казахстане. Арабьян лишь уточняет, что к моменту начала производства “Кириешек” и “Компашек” проектная мощность “Болжау” будет увеличена в 2,5-3 раза, а Динмухамед говорит, что объемы производства под маркой “Болжау” “не упадут”. По данным “Сибирского Берега”, в прошлом году “Болжау” произвел около 1700 т продукции. Размер необходимых для увеличения мощности производства инвестиций еще не подсчитан, говорит Арабьян.

Производство на “Болжау”, по словам Арабьян, позволит “Сибирскому Берегу” выйти на рынки, где до сих пор российский производитель практически не присутствовал, — в Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Пока “Сибирский Берег” будет делать в Казахстане только сухарики, но в дальнейшем планирует разместить производство и другой снековой продукции — чипсов, пивных закусок. “Мы перестанем конкурировать друг с другом, а будем выстраивать общую сбытовую политику”, — уверяет Азат Динмухамед.

Аналитики и участники рынка называют шаг сибиряков логичным. “Казахстанский ранок сухариков и снеков начиная с 2001 г. демонстрирует ежегодный рост на уровне 30-40%”, — говорит менеджер представительства консалтинговой фирмы ACNielsen (г. Алматы) Ирина Пак. Появившись в 2001 г. на казахстанском рынке, “Сибирский Берег” был единственным производителем сухариков и легко занял рынок. Но теперь, по ее словам, сухарики делают почти все производители пива и снеков и сибирякам приходится с ними конкурировать.

И решение о размещении производства вблизи рынков сбыта экономически оправданно, добавляет коммерческий директор компании “Емеля” Игорь Грачев. Он сообщил, что и “Емеля” в ближайшем будущем намерен осваивать рынок Казахстана.


ДОРОГОЕ СХОДСТВО

В конце января Кропоткинский хлебокомбинат, производивший сухарики “Кириюшки”, выплатил “Сибирскому Берегу”, обладателю прав на товарный знак “Кириешки”, 1 млн руб. Судебное противостояние двух производителей сухариков началось больше года назад. Тогда юристы “Сибирского Берега” направили иск в арбитражный суд Краснодарского края с требованием запретить Кропоткинскому хлебокомбинату выпуск сухариков “Кириюшки” и выплатить владельцу брэнда компенсацию в 1 млн руб.



Ведомости