22.02.2005

Финскую салями будут делать в Петербурге, когда Atria Group купит там подходящий мясокомбинат



Ринат Сагдиев
Андрей Мусатов
Кирилл Корюкин

Крупнейший финский производитель мясных продуктов — группа Atria планирует купить мясокомбинат в Санкт-Петербурге. В Северной столице и ее окрестностях есть мясоперерабатывающие предприятия, которые могут заинтересовать финнов, однако представители этих комбинатов утверждают, что не получали предложений о продаже.


Atria Group – один из крупнейших скандинавских производителей мясных продуктов. В группу входят четыре завода в Финляндии, три – в Швеции, по одному – в Литве и Эстонии. Основные марки – Atria, Chick, Forssan, Lithells, Sibylla и Vilniaus Mesa. Крупнейшие акционеры – финские кооперативы Lihakunta (28% акций) и Itikka Osuuskunta (27%). Акции Atria котируются на хельсинкской фондовой бирже. Оборот в 2004 г. составил 833,7 млн евро, прибыль до выплаты налогов – 33,7 млн евро.

В конце прошлой недели Atria Group объявила о своих планах по расширению бизнеса в России. В своей официальной информации, посвященной годовым итогам, компания упоминает, что полтора года рассматривала возможность основать бизнес в России и пришла к выводу, что “этот рынок очень интересен, он сулит успешным компаниям быстрый рост”. “Сегодня мы можем заявить, что план воплощения проекта близок к завершению, но конкретные сроки будут объявлены только после того, как будут приняты окончательные решения по этой программе”, — говорится в сообщении, подписанном президентом Atria Group Сеппо Паателайненом. Финская группа считает, что приобретение активов в России усилит позиции ее компании в балтийском регионе, где она является крупнейшим производителем продуктов из переработанного мяса.

В пресс-службе компании Atria “Ведомостям” сообщили, что одним из приоритетных для нее является Северо-Западный регион России, но отказались назвать компанию, которую группа планирует приобрести. Источник, знакомый с планами компании, уточняет, что финнов интересуют прежде всего петербургские производители. Российские производители мясных продуктов знают о планах Atria, но теряются в догадках, кого именно покупают финны.

В Санкт-Петербурге Atria могут быть интересны только Кронштадтский мясокомбинат и “Пит-продукт” — это небольшие, но при этом современные производства, говорит президент группы компаний “Митлэнд” Дмитрий Гордеев. Кронштадтский мясокомбинат он оценивает в $30 млн, “Пит-продукт” — в $10-15 млн. Гордеев говорит, что Atria хорошо известна на петербургском рынке, куда в больших количествах поставляет колбасы и сосиски, и логично ожидать, что компания “пойдет в колбасную группу”. Ей под силу занять за два года до 10% петербургского рынка, считает Гордеев. Представитель “Пит-продукта” Наталья Духонченко утверждает, что интерес Atria не имеет отношения к ее предприятию. Отрицают интерес к своим предприятиям и начальник отдела маркетинга и рекламы мясокомбината “Самсон-К” Инна Васильева и коммерческий директор Кронштадтского МПЗ Аркадий Анфилофьев.

По словам представителя Финско-российской торговой палаты, Atria еще в прошлом году запросила сведения о петербургских мясоперерабатывающих компаниях. Однако данных о том, что компания ведет какие-либо переговоры, у представителей палаты нет.

О том, что Atria намерена прийти в Россию, знает и гендиректор “КампоМоса” Федор Огарков. Но и он не слышал о каких-либо конкретных переговорах с российскими производителями. Огарков считает, что финская компания может вести переговоры с группой “Продо-трейд”, которая начала распродажу мясных активов, консолидированных на деньги акционеров “Сибнефти” два года назад. Исполнительный директор “Продо-трейд” Дмитрий Панкратов говорит, что ведет переговоры с несколькими компаниями о продаже “Новгородского мясного двора” (Великий Новгород), но Atria среди них нет.

“Международная компания, естественно, будет заинтересована купить не только крупную, но и открытую, с понятной структурой собственности компанию. Таких мясокомбинатов в Санкт-Петербурге нет”, — говорит директор по связям с общественностью АПК “Черкизовский” Дмитрий Зубков. По мнению Зубкова, даже если Atria и придет в Санкт-Петербург, то она сможет выдавить с рынка только небольших местных игроков.



Ведомости