Заступился за своих. Автозаводы убедили Фрадкова подождать с отменой пошлин на запчастиАндрей Лемешко Мария Рожкова Российское автомобильное лобби обороняется от наступления иностранцев. Страна рискует превратиться в гигантскую площадку для отверточной сборки, предупреждают гендиректора крупнейших автозаводов и просят правительство не отменять пошлины на импортные запчасти. Среди министров нет единства: Герман Греф торопит отмену ставок, премьер Михаил Фрадков желает все обдумать. Свои автомобили в России собирают пока только американские Ford и General Motors (в рамках СП с АвтоВАЗом). Большинство лидеров мирового автопрома обходят нашу страну стороной: японская Toyota и немецкий Volkswagen медлят из-за высоких пошлин на импорт комплектующих (в среднем 12%). Российские чиновники пошли навстречу западным автоконцернам, пообещав обнулить или заметно снизить пошлины на автокомпоненты для промышленной сборки. В январе такую рекомендацию правительству дала межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле. Это не на шутку встревожило российские автозаводы. 17 февраля гендиректоры АвтоВАЗа, Руспромавто, Автотора, группы СОК, ЗиЛа и КамАЗа попросили премьер-министра Михаила Фрадкова не принимать никаких решений, не встретившись с автолобби. Авторы письма, копия которого имеется в распоряжении Ведомостей, считают, что эта мера приведет к упадку российских производителей комплектующих и потере в течение 3-5 лет 100 000-120 000 рабочих мест и суммы, равной 1% ВВП 2004 г. Развитие отечественного автопрома, включая выпуск комплектующих, наоборот, принесло бы $1-1,5 млрд. Ренессанс Капитал оценивает нынешний рынок автокомплектующих в $2-3 млрд. Россия может превратиться в страну отверточной сборки, предупреждает президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев, подписавший обращение. По его мнению, пошлины должны стимулировать не только создание автосборочных заводов, но и развитие производства деталей для них. Какой смысл производить комплектующие здесь, если можно их беспошлинно импортировать? недоумевает представитель АвтоВАЗа. Левичев считает, что пошлины можно отменять, предварительно обязав зарубежных производителей в течение 3-5 лет обеспечить минимальный уровень локализации в 50%. С ним соглашается и представитель Руспромавто Владимир Торин. Премьер пошел навстречу просителям. Когда вчера на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф предложил Фрадкову подписать проект постановления о снижении пошлин на комплектующие, тот осадил подчиненного. Премьер заметил, что у него есть и альтернативные предложения и следует прежде хорошо подумать. Это должно быть осмысленное решение, сказал он. Пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров сообщил Ведомостям, что Фрадков поручил Грефу принять директоров автозаводов и до 10 марта отчитаться о результатах разговора. Но автолобби будет трудно переубедить Минэкономразвития. Мы исходим из интересов потребителей, для которых снижение пошлин выгодно, убежден чиновник Минэкономразвития. Собеседник Ведомостей отмечает, что аргументы авторов письма не подтверждены расчетами. Уверенности Минэкономразвития придает поддержка западных производителей. 1 февраля в письме на имя Фрадкова они попросили ускорить принятие мер по снижению пошлин. Это письмо, отмечает сотрудник Минэкономразвития, подписали Автофрамос, Volkswagen и DaimlerChrysler, к которым присоединилась и российская Северсталь-Авто (объединяет Ульяновский автозавод и Заволжский моторный завод). Представитель Северсталь-Авто мотивирует это так: компания по соглашению с корейской SsangYong Motors планирует собирать внедорожники Rexton, а снижение пошлин сократит сроки окупаемости проекта. Опасения российских автоконцернов беспочвенны, считает Ванесса Леви, представитель Автофрамоса, который собирает в России Renault. Она обещает, что Автофрамос добьется 50%-ной локализации сборки. Как скоро это произойдет, зависит прежде всего от местных поставщиков, говорит Леви. Впрочем, у аналитиков другой прогноз. После снижения ввозных пошлин некоторых производителей автокомпонентов могут купить иностранцы, часть прекратит существование, а оставшиеся на плаву будут вынуждены работать качественнее, думает аналитик Ренессанс Капитала Виктор Цховребов. Наступит здоровая конкуренция, русские производители перестанут работать по принципу Делай как хочешь, и так купят, заключает он. ЧТО УДАВАЛОСЬ АВТОЛОББИ В 2001 г. президент Владимир Путин согласился с предложением владельцев автозаводов повысить пошлины на иномарки. Ведомости |