28.02.2005

Таможня не пускает зерно



Ринат Сагдиев

Российские компании лишились возможности экспортировать и импортировать зерно и крупы. Для этих операций компании обязаны представить в таможенные органы сертификат качества Росхлебинспекции, прекратившей сегодня существование. Первой с невозможностью вывезти из России зерно столкнулась российская “дочка” Glencore.


Российская государственная хлебная инспекция (РГХИ) была создана при правительстве России для контроля за качеством и рациональным использованием зерна, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна. Имела 79 региональных отделений. РГХИ ликвидирована подписанным в декабре постановлением правительства. На ликвидацию и передачу функций и имущества инспекции было отведено три месяца.

Российский зерновой рынок оказался близок к состоянию коллапса. Таможенники продолжают требовать от участников рынка сертификаты прекратившей существование Росхлебинспекции. По словам директора по маркетингу Международной зерновой компании (МЗК, подразделение Glencore) Николая Демьянова, у компании в Белгороде застряли 20 вагонов с зерном, которые без сертификатов качества РГХИ не пропускает таможня. “Ущерб от простоя вагонов до вторника может составить до 1 млн руб.”, — говорит он. Простой вагонов свыше 48 часов оплачивается уже по 10-кратной ставке, и ущерб МЗК может вырасти в разы.

Об ожидаемых проблемах с отгрузкой зерна “Ведомостям” заявили также в трейдерских компаниях “Югтранзитсервис” и WJ InterAgro. Гендиректор “Югтранзитсервиса” Кирилл Подольский опасается, что компании придется платить штрафы за простой не только вагонов, но и судов, а также за срыв контрактов. По данным МЗК, за срыв контракта компании обычно выплачивают контрагенту 10% от суммы несостоявшейся сделки. Штраф за простой зафрахтованного речного судна грузоподъемностью 25 000 т составляет $20 000- 25 000 в сутки, за задержку морского “пятидесятитысячника” — уже по $45 000 в сутки. Потенциальный объем экспорта зерна с марта по июль в МЗК оценивают в 2-2,6 млн т.

Пострадали не только зерновые трейдеры. Сертификаты качества РГХИ таможня требует и с импортеров риса и гречки. “Мы знаем о проблемах с таможней, но надеемся на здравый смысл правительства”, — говорит Игорь Стрельников, гендиректор компании “Ангстрем”, одного из крупнейших импортеров риса. По его словам, компания предполагала такое развитие событий и заранее запаслась рисом.

Общий ущерб, который могут понести компании, оценить не смог ни один из участников рынка. По словам президента Зернового союза Аркадия Злочевского, все зависит от того, как быстро ФТС отменит обязательную сертификацию ликвидированной РГХИ. В Минсельхозе и ФТС “Ведомостям” в пятницу ситуацию прокомментировать не смогли. По словам Злочевского, на прошлой неделе министр сельского хозяйства Алексей Гордеев отправил в МЭРТ, которому подчиняется ФТС, письмо с предложением передать право выдачи сертификатов другим организациям.

Выдача сертификатов качества РГХИ для экспортно-импортных операций должна быть передана специальным коммерческим агентствам, как это делается на Западе, соглашается представитель МЭРТ. По словам возглавлявшей РГХИ Оксаны Лабутиной, Минсельхоз и МЭРТ за три месяца так и не подготовили предложений по передаче функций и имущества инспекции.



Ведомости