05.03.2005

"ВИМ-Авиа" очистила "Боинги". Таможенные платежи увеличили их стоимость в полтора раза



ООО "Авиакомпания 'ВИМ-Авиа'" завершила ввоз в Россию двенадцати Boeing 757-200. Об этом сообщил вчера Ъ первый замгендиректора компании по финансам Владислав Каргин. Впервые в Россию ввезены самолеты с уплатой всех таможенных платежей – на них приходится 41,6% общей суммы сделки, превышающей $160 млн.

"ВИМ-Авиа" была зарегистрирована в 2002 году. Инициатором создания компании стал бывший менеджер группы компаний "Волга-Днепр" Виктор Меркулов. В прошлом году при поддержке инвесткомпании "Центр-Капитал", принимавшей участие в проектах Дальневосточного морского пароходства и "Новошипа", компания приступила к приобретению 12 самолетов Boeing 757-200, выставленных на продажу немецкой Condor GmbH. Первый лайнер был получен 15 марта 2004 года. В течение недели-полутора на Ульяновской таможне должен пройти очистку последний самолет партии.

Особенностью сделки стало то, что компания впервые в истории российского авиарынка приобрела самолеты не на условиях лизинга и с уплатой таможенной пошлины и НДС (в сумме – 41,6%). Один самолет стоимостью $9,5 млн обошелся "ВИМ-Авиа" в $13,5 млн, общая сумма сделки составила $162 млн. "Рассматривался вариант временного ввоза, но мы решили, что и полный выкуп будет тоже рентабельным",– пояснил Владислав Каргин. Сделку профинансировали "Меридиан-Лизинг", Импэксбанк и "Авангард-Лизинг". Кредиты выданы на срок от пяти до шести лет.

Отметим, что таможенные пошлины на ввоз иностранной техники из-за своего размера носят для авиаперевозчиков фактически заградительный характер. "Аэрофлот" и "Трансаэро", самые крупные компании, эксплуатирующие иностранные лайнеры, (30 и 13 воздушных судов соответственно), получили в середине 90-х годов государственные преференции в виде полного освобождения от уплаты таможенных платежей. Другие перевозчики, например "Сибирь" и "Красэйр", смогли позволить себе только покупку малых партий иностранных лайнеров, взяв в прошлом году в лизинг по два Airbus 310 и Boeing 767.

В связи с этим участники рынка выразили сомнения в коммерческой эффективности эксплуатации самолетов, приобретенных "ВИМ-Авиа". Топ-менеджер крупной российской авиакомпании, пожелавший остаться неназванным, считает, что нынешние большие объемы перевозок ориентированной на чартеры "ВИМ-Авиа" (компания в январе всего на 0,2% отстала по объему перевозок от "Трансаэро", работающей на этом рынке не один год) обусловлены только тем, что перевозчик продает перевозку туристическим компаниям по ценам прошлого года. "Среднерыночная стоимость одного билета в Анталью и обратно в рамках предстоящей летней программы составляет $180. У 'ВИМ-Авиа' же, по информации с рынка, этот показатель составляет $165",– сообщили Ъ в компании "Континентальные авиалинии". "Отчасти это правда,– подтверждает господин Каргин.– Мы пошли на ущерб своей выручке, но экономика полетов у нас лучше, потому что Boeing 757-200 в два-три раза экономичнее по расходу топлива, чем Ил-62 или Ил-86". "Рентабельная эксплуатация самолетов 'ВИМ-Авиа' при условии уплаты всех платежей абсолютно реалистична,– утверждает исполнительный директор 'Калининградавиа' Леонид Ицков.– Во-первых, самолеты останутся в эксплуатации перевозчика в качестве основных фондов на долгое время. Во-вторых, они гораздо экономичнее отечественных судов, что очень важно с учетом продолжающегося роста цен на авиакеросин".

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН





КоммерсантЪ