09.03.2005
Gallup tns adfact

Потребление крепких алкогольных напитков в Казахстане



По данным исследования MMI компании TNS Gallup Media Asia в 2004 году по сравнению с 2003 годом среди населения Казахстана значительно упало потребление таких крепких алкогольных напитков, как водка (на 9,6%), коньяк \ бренди (на 7,3%) и виски (на 6,5%) (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Потребление крепких алкогольных напитков в Казахстане, 2003-2004гг.

Потребление MMI
2003г.*
MMI
2004г.**
Прирост
к 2003г., %
Водка 52.1 47.1 -9.6
Коньяк \ Бренди 28.7 26.6 -7.3
Виски 3.1 2.9 -6.5
Джин 2.2 2.2 0.0
Текила 1.6 1.7 6.2
Ром 1.4 1.4 0.0

Коньяк - напиток достаточно специфический, его вкус нравится далеко не всем: среди казахстанцев только 26,6% пили коньяк. Так же как, например, шампанское это напиток, скорее, ситуативного потребления.

Джин, ром, текила и виски на нашем рынке появились недавно, поэтому привычки их потребления просто не успели сформироваться, да и воспринимаются эти напитки как характерные для других культур. Потребительские предпочтения в отношении таких алкогольных напитков подчас формируются под влиянием художественной литературы (например, "Остров сокровищ" Стивенсона, где ром выступает в качестве напитка, особо любимого пиратами).

Если среди населения Казахстана в целом наблюдается падение потребления некоторых спиртных напитков (в частности, водки), то среди потребителей алкогольной продукции картина складывается несколько иная.

Так, среди тех казахстанцев, кто потребляет спиртные напитки (а это 60,4% населения Казахстана), склонны отдавать предпочтение водке 77,9%. При этом по сравнению с предыдущими годами, потребление водки падает очень незначительно (см. Диаграмму 1).

Водка олицетворяет собой крепкий алкогольный напиток "всех времен и народов". Ее потребление связано с определенными ценностями традиционного характера: общением, друзьями, рыбалкой, баней, шашлыками и т.п. Кроме того, водка служит некоторой валютой, может способствовать сглаживанию конфликтов, а также незаменима в экстремальных ситуациях.



На диаграмме 2 четко прослеживается зависимость между потреблением водки и полом респондентов. Так, наиболее "пьющими" являются мужчины - почти 87%*** мужчин регулярно употребляют алкоголь несколько раз в неделю. Среди тех, кто пьет редко, наоборот, в основном женщины - около 56%.



Потребление водки зависит также от возраста потребителей (см. Диаграмму 3). Согласно результатам исследования, наиболее "пьющей" частью населения являются люди в возрасте от 25 до 44 лет - 55,3% от этой возрастной группы пьют чаще одного раза в неделю. И, напротив, чем старше респонденты, тем реже они потребляют водку - так, 39,6% казахстанцев в возрасте 45 лет и старше пьют водку реже одного раза в месяц.



Около четверти потребителей водки - 24,9% - не покупают данный продукт сами, например, получают его в качестве подарка. Один - три раза в месяц совершают покупку водки 35,7% потребителей водки, один раз в неделю и чаще - 12,6% потребителей (см. Таблицу 2).

Таблица 2 - Частота покупки водки

Частота покупок %
Один раз в день и чаще 0.3
Несколько раз в неделю 3.5
Один раз в неделю 8.8
2 - 3 раза в месяц 13.3
Раз в месяц 22.4
Раз в 2 месяца 10.4
Раз в 3 месяца 7.1
Раз в полгода (6 месяцев) 9.3
Не покупаю сам 24.9

Среди тех, кто потребляет водку, 17,0% являются активными потребителями, т.е. потребляют данный продукт от одного раза в неделю и чаще, 47,2% - умеренные потребители (1-3 раза в месяц), пассивные потребители (35,8%) прибегают к данному напитку реже одного раза в месяц.

* Объем выборки составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.

** Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.

*** Данные рассчитываются от потребителей водки.



TNS-GLOBAL.KZ