Дизайнеры вернулись по-английскиВчера в Гостином дворе открылась вторая московская выставка "100% дизайн", "дочка" известнейшей лондонской выставки дизайна. Новые тенденции британской дизайнерской моды привели ГРИГОРИЯ Ъ-РЕВЗИНА к выводу о передовом характере нашего общественного развития. Прошлогодний "100% дизайн" казался совершенным обманом: там не было ни одной дизайнерской экспозиции, а были только стенды фирм, торгующих в Москве преимущественно итальянской мебелью. В этом виделся даже злой умысел, потому что лондонский "100% дизайн" выставка, репутация которой связана прежде всего с новыми именами и новыми дизайнерскими идеями, а нам ни того ни другого не дали. Оказалось, что злого умысла не было, а просто устроители выставки, узнав, что в Москве наибольшим успехом пользуется итальянская дизайнерская мебель, ее в первую очередь и выставили. Прочитав прессу по первой выставке, они все переиграли. Теперь "100% дизайн" выглядит дизайнерской экспозицией английских экстравагантных идей. Центральную ее часть занимает инсталляция Тома Диксона, и он, несомненно, оказался главной персоной всей выставки. Причем точно такая же инсталляция занимала центральную зону осеннего "100% дизайна" в Лондоне, так что мы теперь уж не можем жаловаться, что в Лондоне одно, а у нас другое. Диксон поражал воображение своей скульптурой "Зеркальный тотем" из надетых один на другой больших зеркальных шаров; выглядело это празднично и торжественно, как новогодняя елка. Кроме того, там можно было увидеть его стаканчики для коктейлей, неприятная форма которых компенсируется тем, что они, будучи поставленными на землю, растворяются в ней без остатка, что очень экологично. А также его пластмассовые кресла, выглядящие как гусь-хрустальные вазы все из такого барочно-прозрачного узорочья. Слева от этой экспозиции располагалась выставка "Twinkle, twinkle" ("Клик, клик"), подготовленная Британским советом и посвященная светильникам. Тут главное место занимала люстра другого известного британского дизайнера, Рона Арада, в прошлый раз привозившего в Москву каплевидный писсуар. Люстра представляла собой опять же хрустальную спираль, живо напоминающую чешские изделия семидесятых годов, скажем, хрустальные люстры в Инженерном комплексе Третьяковки. Но с той разницей, что по хрусталю там были пущены не национальные узоры, а бегали буквы. Дело в том, что люстра оборудована SIM-картой, и на нее можно послать эсэмэску идея, с непривычки производящая бредовое впечатление, что-то вроде обращения к шкафу: "Глубокоуважаемый шкаф". Впрочем, эта, так сказать, дизайнерская пурга качалась над Диксоном же под ней располагались его светильники в виде зеркальных шаров. Они, оказывается, не только отражают тебя в неприятно растянутом виде, но и светят. Справа же от Диксона был большой открытый стенд фирмы Giorgetti, представившей очень полную коллекцию своих изделий почти все, что есть на их сайте. Это, на мой взгляд, самая достойная итальянская фирма, дизайнеры которой не декоративные авангардисты, а вовсе даже неоклассики. Хотя мне всегда казалось, что лучшие кресла Джорджетти сделал Массимо Сколари (его выставка была два года назад в ГМИИ имени Пушкина и в МУАРе), но в данном случае упор был на британских неоклассиков, и прежде всего на мебель Леона Крие. Наконец, за Джорджетти располагалась большая экспозиция музея мебели Vitra; эта всемирно известная фирма скупила весь мебельный дизайн двадцатых годов и сегодня делает реплики Ле Корбюзье, Райта и Миса ван дер Рое, создавая странный феномен авангардного антиквариата. Словом, вполне показательное шоу современного дизайна, довольно неожиданно смотрящееся в Москве. У нас основными направлениями современного дизайна считаются два минимализм и компьютерные кривули, развивающие шестидесятническую органику. Я не представлял себе, что сегодня можно сделать дизайнерскую выставку, на которой не будет никаких следов ни одного, ни другого. Мы всегда тоже показываем сначала дизайн двадцатых, а потом следующие из него минимальную геометрию и органику. А у британцев из него следуют прямо противоположные вещи барочная декоративность и цитатность. Их светильники, стулья, диваны и инсталляции, их хрусталь и пластиковое узорочье иногда кажутся тщательнейшей реконструкцией страниц журнала "Декоративное искусство CCCP" с 1972 по 1979 год. Гирлянды пластмассовых светящихся цветочков, зеркала, ночник в форме неонового распятия, светящийся стеклянный голубок. Обидно, что Зураб Церетели так мало занимается промышленным дизайном, его эстетика сегодня это самое лондонское то что надо. В общем, мы застряли в лозунге "Назад к шестидесятым", а в Лондоне уже вовсю "Назад к семидесятым". Нет, ну послушайте, чего они нас ругают? Конечно, в области дизайна мы несколько отстали, зато в политической жизни движемся к реконструкции семидесятых годов куда последовательнее, чем они. И главное, ведь они, как выясняется, прекрасно это знают, иначе чего бы они это все сюда привезли. Надо полагать, чтобы все это покупали, и, я думаю, купят. Потому что когда купят, то апартаменты новых питерских будет невозможно отличить от квартир старых цековских, и в результате Москва вернется к своей эстетической идентичности. Конечно, на новом уровне. А что, спрашивается, есть хрустальная люстра с SIM-картой, как не возвращение к истокам на новом уровне? КоммерсантЪ |