23.03.2005

Бизнесмены отказались шифроваться



Предложение директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Николая Патрушева оснастить специальными шифровальными защитными устройствами все кассовые аппараты страны (см. Ъ от 18 марта) вызвало возмущение предпринимателей. Их вчера собрала за круглым столом "Деловая Россия". За тем же столом сидели те, кто кассовую технику производит и обслуживает, а также чиновники из Минэкономразвития и Федеральной налоговой службы (ФНС). Претензии к лоббируемому ФСБ кассовому изобретению нашлись у всех.


Касса чекистской взаимопомощи
Активное лоббирование повсеместного внедрения нового защитного устройства, не подверженного взлому и так называемому "скручиванию" и получившего название ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защитная.–Ъ), ведомство Николая Патрушева начало в прошлом году под лозунгом борьбы с черным налом. Повышенный интерес ФСБ к кассам объясняется просто: один из компонентов ЭКЛЗ, стоимость которого составляет около $150,– специальный шифровальный блок, который монопольно производит ведомственное предприятие ФСБ ГУП НТЦ "Атлас".

Усилия ФСБ не пропали даром – ФНС выпустила письмо, согласно которому с 1 октября 2004 года налоговики регистрируют исключительно аппараты, имеющие ЭКЛЗ. На старых же кассах предпринимателям разрешено доработать до истечения срока их амортизации – семь лет. Одновременно ФСБ подготовила поправки в закон "О применении контрольно-кассовых машин", регламентирующие порядок применения ЭКЛЗ, а также поправки в Уголовный кодекс, наказывающие любое вмешательство в кассовую технику лишением свободы на срок до семи лет. Более того, Минпромэнерго в начале марта 2005 года внесло в правительство проекты постановлений "О требованиях к контрольно-кассовым аппаратам" и "О ведении госреестра контрольно-кассовой техники", учитывающие пожелания ФСБ.

Навязываемое бизнесу шифровальное устройство предпринимателям не нравится. "Деловая Россия" уже подготовила проект письма председателю правительства Михаилу Фрадкову, который обсуждался вчера на круглом столе. "Вместо того чтобы провести независимый конкурс с участием бизнеса по совершенствованию уже имеющегося узла (фискальная память, встроенная в кассовые аппараты.–Ъ), некими чиновниками с превышением полномочий подзаконными актами всему бизнес-сообществу страны было навязано устройство, которое в принципе не может выполнить возложенную на него задачу. Официально заявленные технические характеристики устройства не работают и не могут работать на половине территории страны по климатическим условиям! По нашему мнению, необходимо не просто остановить саму тему ЭКЛЗ, но и провести подробное разбирательство, кто конкретно превысил служебные полномочия по лоббированию этого устройства, с соответствующими оргвыводами",– отмечается в проекте.

Еще одно письмо, уже президенту Владимиру Путину, изобличающее недостатки ЭКЛЗ, подготовила ассоциация российских предприятий по производству и обслуживанию контрольно-кассовой техники "Роскасс". К нему приложено обращение хозяйки магазина из села в Краснодарском крае, которая приобрела в декабре 2005 года кассу, оснащенную шифровальным устройством, вышедшим из строя через месяц. В мастерской заменить ей ЭКЛЗ не смогли из-за отсутствия устройств у завода-изготовителя.


Мимо кассы
Как пояснил вчера директор экономических программ "Деловой России" Андрей Неведеев, внедрение ЭКЛЗ уже привело к росту цен на кассовые аппараты в четыре раза – с 3 тыс. до 13-15 тыс. рублей, и эти затраты будут переложены на покупателей. Кроме того, новая техника регулярно дает сбои. В частности, зимой, когда температура воздуха зашкаливает за -30°С. Есть и ограничения по влажности, что исключает применение устройства в нескольких регионах России, например в Краснодарском и Приморском краях. По словам представителя одного из центров по техническому обслуживанию контрольно-кассовой техники, после 1 октября 2004 года (начало тотального внедрения ЭКЛЗ) частота сбоев касс как минимум удвоилась. При этом в 35% случаев ЭКЛЗ выходит из строя еще до истечения его гарантийного срока.

Кстати, согласно предложениям Минпромэнерго, существующие центры технического обслуживания предлагается наделить еще и контрольно-надзорными функциями, обязав предпринимателей ежегодно проходить в них ТО кассовых аппаратов. По словам начальника отдела госрегулирования Минэкономразвития Дмитрия Шаблинского, предложения Минпромэнерго создают "дополнительные административные барьеры". "Если вы приобретаете холодильник, никто вас не обязывает ежегодно возить его на ТО",– недоумевал он.

Парадокс, но электронное ноу-хау не нравится и налоговикам, при непосредственном участии которых оно, собственно, и стало внедряться. Дело в том, что для работы с ЭКЛЗ в налоговых органах должны появиться специально обученные люди, прошедшие аттестацию в ФСБ. Как признался вчера замначальника управления налогообложения малого бизнеса ФНС Владимир Коротяев, пока в ФНС аттестацию ФСБ получил только один сотрудник. Еще больше он удивил собравшихся своим заявлением о том, что ЭКЛЗ в настоящее время вообще находится вне закона. "Давайте сначала разберемся с его легитимностью, а уже потом будем контролировать предпринимателей, использующих подобную технику",– призвал Владимир Коротяев. "А может, в суд подать?" – воодушевился Андрей Неведеев.

Предпринимательский пыл остудил Дмитрий Шаблинский. По его словам, если даже письмо ФНС о регистрации касс, оснащенных ЭКЛЗ, удастся отменить, атака Минпромэнерго и ФСБ все равно продолжится. Ъ будет следить за развитием событий.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО



КоммерсантЪ