«Цены просто о…ть» едут в ЭстониюГруппа компаний «Евросеть» в течение 2005 года намерена выйти на рынок Эстонии. Экспансию компании на прибалтийские рынки поведут силами петербургского филиала. Как считают специалисты, успех «Евросети» в Прибалтике может быть обусловлен новыми правилами предоставления услуг мобильных операторов в этом регионе, введенными с начала 2005 года, основанных на правилах Европейского союза. Управляющий филиала Константин Левин, подтвердил, что его компания действительно планирует в этом году выходить на рынки стран СНГ и Прибалтики, а экспансия в Эстонию, Латвию и Литву будет проводиться силами петербургского филиала. Он отказался сообщить объем планируемых инвестиций в Эстонский проект, который должен стартовать первым, и другие его детали, сославшись на то, что окончательные параметры проекта пока не определены. Новая модель Бизнес-модель дилеров сотовой связи в Эстонии коренным образом отличается от Российских условий: в Прибалтике, как и во всей Европе сотовые операторы самостоятельно распространяют свои сим-карты через принадлежащих им самим дилеров. Поэтому в Эстонии используется принцип «один салон – один оператор», а также отдельные от операторов компании, которые продают только сотовые телефоны, не подключая абонентов. В ЕС по-новому Однако с начала 2005 года сотовые операторы существенно изменили условия своей работы, что существенно упростило процедуру организации работы операторов, в том числе и виртуальных, которые не обладают собственной инфраструктурой, а перепродают купленный у крупных компаний мобильный трафик. В связи с этим, обострилась конкурентная среда в Эстонии и наблюдается тенденция к снижению стоимости услуг операторов, считает Лариса Уварова, коммерческий ассистент одного из таких операторов CSC Telecom: «Вряд ли основные игроки рынка пойдут на привычную для «Евросети» модель бизнеса, заключив с ними дилерские договоры, - считает она. – Однако мелкие операторы, которые пока только закрепляется на этом рынке, вполне заинтересованы в сотрудничестве с мощным дилером». Закрепиться! По мнению Эльдара Муртазина, руководителя аналитического агентства Mobile Research Group, до конца года перед «Евросетью» будет также стоять только задача закрепиться на рынке. Для этого ей будет достаточно открыть 5-6 салонов в Таллине. «Если же «Евросети» не удастся убедить сотовых операторов в преимуществах сотрудничества с ними, то не менее интересным может стать и просто торговля сотовыми телефонами и сопутствующими товарами без подключения абонентов», - уверен он. Виртуально Вместе с тем, «Евросеть» также может рассчитывать на работу в качестве виртуального оператора. Аналогичный проект до конца года он может вступить в стадию реализации и в России. В Эстонии около десяти виртуальных сотовые операторы занимают пока только около 5% и их оборот пока не превышает $15 млн в год. Однако Эльдар Муртазин сомневается в том, что «Евросеть» пойдет по этому пути, так как, по его мнению, такие проекты крайне редко оказываются экономически выгодными. С ним согласен и Юллар Яаксоо, председатель правления Tele2 Eesti AS, эстонского подразделения европейского оператора: «У нас многие компании получили с начала года лицензии на право стать виртуальным оператором, однако пока активно реклама идет только у одной из них, кроме того, виртуальные операторы в Эстонии обслуживают в основном корпоративных клиентов, а на розничном рынке не работают». Он сообщил, что его компания готова вести переговоры с «Евросетью» о возможности заключения с ней дилерского договора в соответствии с российской практикой. «Евросеть» поблагодарят за ошибки Однако, российские коллеги «Евросети» скептично относятся к идее выхода на рынок Прибалтики. «На мой взгляд, сейчас это несколько преждевременно», - считает директор по маркетингу ЗАО «Ультра Стар» (торговая марка «Ультра») Дмитрий Карманов. Он уверен, что внутренний российский рынок предоставляет большие возможности для роста его компании, поэтому сейчас для «Ультры» было бы не разумно распыляться и отвлекать часть ресурсов на разработку проектов в СНГ. «Перспективы в Эстонии есть, но Россия сейчас - более перспективный рынок, требующий меньших затрат на освоение, - отмечает он. - Мы очень благодарны «Евросети» за то, что они дают нам возможность учиться на их ошибках, а не на своих». Лебедев Денис Деловой Петербург |