29.03.2005

32 региона за $64 тысячи. "Бест-недвижимость" запускает франчайзинговую программу



Илья Терентьев

Бест-недвижимость Впервые после кризиса 1998 года московское агентство недвижимости запускает региональную франчайзинговую программу. Стоимость франшизы корпорации "Бест-недвижимость" составит рекордно низкую сумму - $2 тыс. в год, при этом "Бест-недвижимость" не намерена взимать с франчайзи какие-либо иные платежи. По словам президента корпорации Григория Полторака, корпорация не собирается делать деньги на этом проекте. Участники рынка согласны с ним: они уверены, что через региональные агентства "Бест-недвижимость" рассчитывает войти на локальные рынки, чтобы скупать ликвидные объекты и землю.
По словам президента "Бест-недвижимости" Григория Полторака, в текущем году корпорация собирается продать франшизу в пяти городах: Санкт-Петербурге, Липецке, Братске, Воронеже, а также одном городе, который пока не определен. В дальнейшем этот список может увеличиться до 32 городов. По словам Полторака, сегодня выйти в регионы другим способом очень сложно, так как во многих провинциальных городах предвзято относятся к столичным компаниям. "Мы собираемся предоставить локальным агентствам недвижимости возможность развить свой бизнес по нашим технологиям, чтобы в дальнейшем наша марка привлекала, а не отпугивала",- отмечает президент корпорации.
Стоимость франшизы составит $2 тыс. в год без первоначального взноса и взимания процентов от оборота. При этом по договору франчайзи обязан четко соблюдать схему работы корпорации, бухгалтерскую систему и работу с персоналом. По мнению Полторака, такой подход гарантирует прозрачные отношения между сторонами. "При таком варианте сотрудничества у регионального оператора не будет необходимости скрывать свои доходы, что является нередкой практикой в других компаниях при выплате процентов за франшизу",- считает Полторак.
Сегодня на столичном рынке недвижимости открыто по системе франчайзинга работает только израильская сеть "Хирш Интернешнл", которая с 2003 года открыла в Москве 14 риэлтерских агентств под этой маркой. В 1997 году "Миэль-недвижимость" также создала ряд франчайзинговых компаний в Омске, Барнауле и Тюмени. В дальнейшем такую схему работы российские риэлтерские компании не применяли.
Феликс Альберт, управляющий компании "Хирш-Россия", отметил, что предлагаемая "Бест-недвижимостью" схема требует некоторых доработок, но в целом это хороший стратегический шаг. "Я убежден, что через эти агентства корпорация будет инвестировать в покупку земли и другой недвижимости в регионах",- говорит Альберт. Но, по его словам, для привлечения таких агентств необходимо продлить срок договора, утвержденный компанией, с одного года до пяти: "Как правило, для того чтобы запустить агентство недвижимости требуется год, затем еще несколько лет понадобится на его раскрутку. В том случае, если "Бест" будет каждый год пересматривать возможность перезаключения договора, то агентствам это будет просто не интересно".
По словам Нины Кузнецовой, генерального директора ЗАО "Корпорация МИАН", в 1996-1997 годах МИАН пробовал работать по франшизе, предлагая свои технологии оказания услуг и сам брэнд ряду московских риэлтерских компаний. Однако, как отмечает Кузнецова, в результате последовало очень много претензий со стороны клиентов этих компаний, которые были связаны с невыполнением технологии, низким уровнем обслуживания клиентов. "Практика показала необходимость контроля за деятельностью этих компаний. При этом себестоимость необходимого механизма контроля очень высока, так же как и степень риска потери заработанной репутации. А низкий уровень работы компании, работающей по франшизе, нарушение основных принципов оказания услуг в итоге рикошетом негативно сказывается на материнской компании",- уверяет Кузнецова. По ее словам, в ближайших планах у МИАНа задача выдачи франшизы пока не стоит, однако в перспективе она будет рассматриваться.
Григорий Куликов, председатель совета директоров "Миэль-недвижимости" уверен, что наиболее оптимальным способом регионального развития является создание собственных отделений в регионах, несмотря на то что такой вариант предполагает большие финансовые вложения и большую ответственность. "Таким образом, независимо от местоположения нашего отделения, будь то московский офис или региональная компания, мы управляем всей сетью отделений из единого центра и несем ответственность за работу всего холдинга",- резюмирует Куликов.


Деловая газета "Бизнес"