Видео его превосходительстваИРИНА ДРЕМИНА 14 апреля 1956 года американская компания Ampex продемонстрировала первый в истории видеомагнитофон. У России есть в этой связи свой повод для гордости - основателем компании был русский эмигрант первой волны Александр Понятов. До начала 50-х единственно возможным способом записи видеоизображения и его последующей демонстрации была кинопленка. Это совершенно не соответствовало потребностям бурно развивавшегося в те времена телевидения. Именно из-за невозможности записи телепередачи несколько лет выходили в прямом эфире, что было, конечно, очень неудобно. О том, чтобы люди самостоятельно записывали и просматривали что-то с телевизора, вообще речь не шла. Поэтому первый в истории видеомагнитофон был сконструирован именно для нужд телевидения. Его разработала и выпустила на рынок американская фирма Ampex, основанная в 1943 году российским иммигрантом Александром Михайловичем Понятовым. Кстати, название фирмы только наполовину состоит из его инициалов. Вторая половина - это производное от слова excellency, "ваше превосходительство". Понятов имел на него право как бывший полковник царской армии. Фамилия одного из сотрудников фирмы - Долби - также может многое сказать современному потребителю. Первый выпущенный видеомагнитофон был катушечным и предназначался только для профессионального использования в телестудиях. Обычным людям покупать его не приходило в голову: отпугивали внушительные размеры (около тонны!) и цена, сравнимая с ценой среднего автомобиля. Продукция Ampex при большом спросе и полном отсутствии конкуренции имела невероятный успех - одно время сам процесс видеозаписи называли "ампексированием". Она даже вызвала ревнивое соперничество со стороны Советского Союза. В 1958 году в Москве проходила знаменитая американская выставка, которую посетил Никита Хрущев. Глава советского государства, увидев запись собственной встречи с послом США, тут же велел разработать аналог видеомагнитофона "не хуже". Так в 1960 году появился первый советский видеомагнитофон "Кадр". Он выпускался в стране аж до самой перестройки, в то время как западные студии быстро перешли на более совершенные модели. 70-е стали временем появления массовых видеомагнитофонов. Тут Ampex отошла на задний план, работая над техникой для профессиональной студийной записи. Лидерство на рынке домашней видеотехники захватили такие монстры, как Sony и Philips, выпустившие в 1971 и 1972 годах по компактному видеомагнитофону с кассетами. 80-е стали временем настоящего бума продаж домашних видеомагнитофонов, а 90-е - временем заката. Технология кассетных аппаратов устарела очень быстро. Особенно это было заметно в России: не успели те, кто мечтал до перестройки о престижной технике, купить ее, как наступила эра цифровой записи. Несмотря на то что DVD гораздо качественнее передавал и звук, и картинку, устаревший "кассетник" долго сопротивлялся, ведь все накопленные людьми кассеты не подходили под новые форматы. Сегодня DVD окончательно победил - на один проданный "кассетник" приходится 40 проигрывателей и магнитофонов DVD. Однако и их обладателям не стоит успокаиваться на достигнутом. Компании, специализирующиеся на видеотехнике, совершенствуют свою продукцию едва ли не каждый год, вынуждая покупателей тратить больше денег. Деловая газета "Бизнес" |