14.04.2005

Siemens не готов к оборонке. ФАС сочла, что он не принесет пользы "Силовым машинам"



Как уже сообщал вчера Ъ, во вторник Федеральная антимонопольная служба (ФАС) официально отказала Siemens в покупке 74% акций ОАО "Силовые машины" (СМ). В ФАС заявили, что сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке энергооборудования, а положительного эффекта от нее не будет. Siemens воспринял решение ФАС "с сожалением", но без протестов – концерн получил в качестве отступного контракт на €1,5 млрд с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). СМ в качестве компенсации за несостоявшиеся инвестиции Siemens требует активной господдержки. Однако в Минпромэнерго заявляют, что своими успехами компания и так обязана госструктурам и на большее рассчитывать не может. Поддержать СМ обещают "Базовый элемент" и РАО "ЕЭС России".


Контратака госчиновников
Напомним, активное сопротивление госчиновников сделке между "Интерросом" и Siemens началось в середине декабря, после того как свою заявку в ФАС на приобретение акций СМ подал "Базэл". Первым официальным противником продажи СМ стал полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, обратившийся с соответствующим письмом к Владимиру Путину. Господин Клебанов подчеркнул, что предприятия СМ выполняют большой объем заказов для Минобороны, в том числе по выпуску оборудования для атомных подводных лодок, а попытки вывести эти производства из состава СМ приведут к разрушению компании.

Президент Путин велел разобраться в ситуации премьеру Михаилу Фрадкову, по просьбе которого Минпромэнерго подготовило заключение о сделке, полностью совпавшее с доводами господина Клебанова (см. Ъ от 9 февраля). Позднее с аналогичным письмом к Владимиру Путину обратился и глава Курчатовского института Евгений Велихов. К началу апреля единственным высокопоставленным госчиновником, открыто поддерживавшим сделку, оказался глава Минэкономразвития Герман Греф (см. Ъ от 7 апреля).

Накануне промышленной ярмарки, которая началась в понедельник в немецком Ганновере, страсти вокруг СМ накалились до предела.

За два дня до встречи на ярмарке президента Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера резко против сделки выступила Госдума. Депутаты приняли обращение к правительству, в котором утверждали, что продажа СМ чревата угрозой оборонной и экономической безопасности страны (см. Ъ от 9 апреля). И госчиновники, и участники рынка, имеющие отношение к сделке, сошлись во мнении, что судьба СМ решится в Ганновере.

    ОАО "Силовые машины – ЗТЛ, ЛМЗ, 'Электросила', 'Энергомашэкспорт'" (СМ), образованное в 2003 году путем слияния АО "Энергомашэкспорт–Силовые машины" с Ленинградским металлическим заводом, АО "Электросила" и Заводом турбинных лопаток, контролирует более 60% российского рынка паровых турбин, турбо- и гидрогенераторов, 80% рынка гидротурбин. Выручка СМ в 2004 году составила $638,88 млн, операционная прибыль – $58,7 млн, чистая прибыль – $15 млн. В декабре 2003 года холдинг "Интеррос" Владимира Потанина (контролирует более 70% акций СМ) объявил о слиянии СМ с "Объединенными машиностроительными заводами" (ОМЗ). 3 августа 2004 года партнеры расторгли сделку. Новым претендентом на СМ стал немецкий концерн Siemens, в июле направивший в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос о покупке 74,464% акций компании. Предполагалось, что ФАС вынесет вердикт по сделке в августе, но решение было отложено: служба запросила у концерна дополнительную информацию, которую получила 5 ноября. Вскоре на СМ появился новый претендент – холдинг "Базовый элемент" ("Базэл") Олега Дерипаски.


Контрибуция для немцев
Действительно, продажа СМ стала главной темой разговоров в кулуарах ярмарки. Один из участников рынка, близкий к сделке, заявил Ъ, что Siemens к этому моменту уже совершенно смирился с провалом, но "рассчитывал на максимально вежливый отказ российской стороны". А источник, близкий к Минпромэнерго, рассказал Ъ, что прибывший на выставку накануне открытия глава Минпромэнерго Виктор Христенко должен был "подготовить почву и найти корректные формулировки отказа Siemens" для Владимира Путина. Министр выучил заготовленный заранее текст буквально наизусть и в течение нескольких дней охотно комментировал ситуацию одними и теми же словами, не скупясь на реверансы в сторону Siemens.

"Необходимо отделить тему продажи 'Силовых машин' от имени Siemens,– заявлял господин Христенко Ъ.– И не потому, что Siemens там не место, а потому, что обсуждение сделки не касается отношения к Siemens как к инвестору. Она сама по себе создала прецедент для России, поскольку в одном проекте мы видим сочетание двух элементов: угрозы монополизма на рынке и присутствие в деятельности 'Силовых машин' технологий оборонного, стратегического характера. Такая сделка должна проводиться с пониманием возможности локализации оборонного участка производства и его вывода. Но самое главное – отсутствует правовое основание для сделки. Например, в США в ряде правовых актов, в том числе в законе о военном производстве, четко расписана процедура отношений с нерезидентами как в рамках участия в госзакупках, так и в рамках покупки тех или иных долей в оборонных предприятиях. У нас просто пробел в законодательстве по этому поводу. И он должен быть спокойно, без истерики, урегулирован на будущее".

Таким образом, по существу, министр констатировал, что Siemens не дадут приобрести СМ, хотя напрямую об отказе ФАС и не заявлял. Впервые он обнародовал эту позицию на пресс-конференции в российском павильоне ярмарки 10 апреля. На следующий день немецкой стороне предоставили существенную материальную контрибуцию – ОАО РЖД подписало с Siemens соглашение о разработке и выпуске в России скоростных электропоездов. В обмен на €150 млн инвестиций, которые к тому же планируется поделить с российскими партнерами, Siemens получит заказы от ОАО РЖД на €1,5 млрд (см. Ъ от 12 апреля). Присутствовавший на подписании документа Владимир Путин подчеркнул: "Немецкая промышленность будет загружена российскими заказами до 2015 года".

В тот же день президент вернулся в Москву, а сутки спустя заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин (курировавший сделку по причине ухода в отпуск другого замглавы ведомства – Андрея Цыганова, который вел ее с самого начала) вручил руководству российского офиса Siemens официальное уведомление об отказе службы в согласовании сделки (см. Ъ от 13 апреля).


Государство вместо Siemens
Официальная аргументация ФАС поместилась на одном листе формата А4 и построена на базе п. 4 ст. 16 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно заявлению представителей службы, сделка запрещена потому, что ее реализация "приведет к ограничению конкуренции на рынках энергооборудования" (см. интервью с Анатолием Голомолзиным). Отметим, что, по данным отраслевых экспертов, доля СМ на рынке сегодня составляет 65-70%, Siemens – 6-6,5%.

В Siemens вчера Ъ заявили, что восприняли отказ ФАС "с сожалением", но концерн продолжит работу в России, в том числе сотрудничество с СМ (Siemens принадлежит 4,95% акций компании), и будет рассматривать возможность приобретения других активов в стране. "Однако масштабы нашей деятельности будут меньше тех, что планировались с учетом покупки 'Силовых машин'",– уточнили в концерне.

В СМ говорят, что намерены обеспечить развитие компании, несмотря на срыв сделки с Siemens. "У нас есть собственная инвестпрограмма,– пояснил Ъ технический директор СМ Юрий Петреня.– В частности, на 2005 год планируемый объем вложений составляет порядка $45 млн. Конечно, дополнительные инвестиции были бы кстати. Но я воспринимаю решение государства как отказ в участии в форме собственности, что не может не сказаться на кооперации".

В то же время в официальном заявлении СМ подчеркивается, что "в данной ситуации 'Силовые машины' вправе ожидать определенной поддержки со стороны госорганов в продвижении продукции российского энергомашиностроения на экспорт, формировании портфеля заказов на внутреннем рынке, а также финансирования НИОКР". "Мы рассматриваем позицию ФАС как готовность государства содействовать развитию машиностроения",– подтвердили мнение СМ в "Интерросе".

Минпромэнерго требования СМ возмутили. "Мы и так максимально активно помогаем этой компании,– заявили Ъ в министерстве.– Все ее завоевания на внешнем рынке – результат поддержки со стороны государства, которое лоббирует интересы 'Силовых машин' во всех внешнеторговых переговорах, предоставляет финансирование в рамках госпрограмм по инновациям. И ни на что большее они рассчитывать не могут. Для дальнейшей успешной работы компании необходимо обратить пристальное внимание на НИОКР".


Кто на новенького
Тем временем к началу переговоров с "Интерросом" уже готовятся новые претенденты на покупку СМ. В "Базэле", который считается главным инициатором противодействия государства продаже СМ немцам, вчера заявили, что "обратили внимание на решение ФАС и поняли его мотивировку".

"Мы считаем, что бизнес 'Силовых машин' имеет хорошие перспективы,– констатируют в 'Базэле'.– Если ФАС одобрит поданную холдингом заявку, мы начнем переговоры с акционерами компании". В ФАС Ъ пояснили, что заявка "Базэла" рассматривается и решение по ней пока не принято.

Вторым потенциальным покупателем СМ может стать РАО "ЕЭС России". Впервые о своем интересе к машиностроительной компании глава энергохолдинга Анатолий Чубайс заявил еще полтора месяца назад (см. Ъ от 25 февраля). Сам господин Чубайс вчера отказался комментировать решение ФАС и планы РАО в отношении СМ. Источник Ъ в РАО уверяет, что господин Чубайс по-прежнему рассчитывает приобрести контрольный пакет акций СМ, но эти планы связаны с участием иностранного инвестора и в сложившейся ситуации требуют пересмотра. Андрей Трапезников, член правления РАО, подтвердил Ъ: "В ближайшие несколько дней мы детально изучим причины отказа ФАС и особенности, которые повлияли на окончательное решение".

В "Интерросе" говорят, что пока не начинали переговоры с другими претендентами на СМ и не определились с дальнейшей судьбой этого актива. "Мы будем думать, как развивать 'Силовые машины'",– пояснили в холдинге.

РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА, НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ, АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА



"Мы не нашли совокупного позитивного эффекта от сделки"

Заместитель председателя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) АНАТОЛИЙ ГОЛОМОЛЗИН, подписавший заключение об отказе Siemens покупать "Силовые машины", рассказал корреспонденту Ъ НАТАЛИИ Ъ-ГРИБ о том, почему было принято это решение.

– Когда и как было принято окончательное решение по продаже Siemens акций ОАО "Силовые машины"?

– Я подписал типовое заключение по рассмотрению ходатайства с изложением аргументации на бланке ФАС на имя заявителя – дочерней структуры Siemens в России (ООО "Сименс".–Ъ). Вчера мы встречались с представителями Siemens, объяснили ситуацию и передали документ. ФАС отказала немецкому концерну из-за того, что в результате сделки могли возникнуть ограничения конкуренции на рынке энергетического оборудования. Обе компании являются его поставщиками в России, и покупка "Силовых машин" немцами привела бы к усилению их доминирующего положения на рынке.

– Почему ФАС так долго рассматривала сделку?
– Согласно законодательству, даже если происходит ограничение конкуренции, при наличии положительного эффекта, в том числе в социально-экономической сфере, сделка может быть одобрена. И долго шли дискуссии, какой может быть эффект от этой сделки. В качестве положительной стороны называлась, например, возможность привлечения инвестиций и новых технологий. На другой чаше весов стояли вопросы экономической и национальной безопасности, поскольку "Силовые машины" выпускают оборудование для оборонных предприятий. По итогам рассмотрения мы не смогли найти удовлетворительного решения, при котором не пострадала бы российская сторона в этой части. Как следствие, нет и совокупного позитивного эффекта сделки.

– То есть всему виной опасения силовых структур, что сведения, составляющие гостайну, могут уйти за рубеж?

– Можно так сказать.
– Это значит, что никакой иностранный инвестор не может претендовать на "Силовые машины"?

– В дальнейшем возможны разные варианты. Если кто-то примет решение о покупке "Силовых машин" и обратится к нам с таким же ходатайством, мы его рассмотрим – будь то иностранная или российская компания. Антимонопольное законодательство в этом смысле индифферентно и не делает различий между иностранным и отечественным инвестором. А для Siemens возможен приход в другие сферы российской промышленности. Последние разработки высокоскоростных поездов (для ОАО РЖД.–Ъ) – пожалуйста, нет проблем. Мы заинтересованы в привлечении технологий немецкого концерна, и диалог с его представителями во вторник был вполне позитивным.




Владимир Путин о важности концерна Siemens для России

"Германский бизнес – традиционный и надежный партнер для России... Открываются новые возможности для развития бизнеса и наращивания инвестиционной активности на российском рынке. Эти возможности не следует недооценивать. Особенно широкое поле деятельности открывается в области капиталовложений. Будем прилагать усилия, чтобы укрепить, а там, где надо, восстановить доверие инвесторов к России. Будем последовательно и решительно устранять препятствия и бюрократические препоны на пути развития бизнеса в России" (выступление перед германскими бизнесменами, в том числе руководителями Siemens, в Берлине 16 июня 2000 года).

"В нашей стране марка Siemens давно воспринимается как образец самого высокого качества и наивысшей надежности. Мы будем оказывать всестороннюю поддержку нашим солидным и надежным партнерам, таким, как концерн Siemens, чья деятельность может служить хорошим примером для тех, кто еще не решился прийти на российский рынок. Мы приветствуем расширение деятельности концерна Siemens в России. Поддерживаем все ваши проекты. Желаю вам успехов в реализации этих проектов" (выступление на торжественной церемонии по случаю 150-летия деятельности концерна Siemens AG в Санкт-Петербурге 11 апреля 2003 года).

"На подходе ряд новых крупных решений. Очень радует, что речь идет не только об энергетике и высокотехнологичных областях. Впереди много крупных проектов... Имеются серьезные заделы на будущее" (на встрече предпринимателей России и Германии в Веймаре 10 апреля 2002 года).

"Когда мы присутствовали при подписании документов (соглашения компании Siemens и АФК 'Система'.–Ъ), господин федеральный канцлер шепнул мне на ухо: давай сейчас посмотрим, умеют ли люди, которые зарабатывают такие деньги, как следует писать? Во всяком случае, можно сказать, что они умеют хорошо считать, это точно. Они умеют хорошо работать, а мы сделаем все для того, чтобы помочь им в их деятельности" (заявление для прессы после встречи с представителями деловых кругов России и Германии в Москве 8 июля 2004 года).

"Мы говорили о новых возможностях и о новых возможных проектах. Ярким примером такого подхода должна стать договоренность между акционерным обществом "Российские железные дороги" и Siemens по разработке и производству скоростного электропоезда нового поколения... Есть и другие направления сотрудничества. Об этом пока преждевременно говорить, но это абсолютно реальные вещи" (пресс-конференция в замке Готторф, Германия, 21 декабря 2004 года).




История несостоявшегося слияния

6 июля 2004 года Siemens обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за разрешением на приобретение контрольного пакета акций "Силовых машин". Об этом было официально объявлено 8 июля в Москве на встрече деловых кругов Германии и России. Тогда же в СМИ появилась информация о том, что сделка не нравится Владимиру Путину.

13 июля гендиректор и совладелец "Силовых машин" Евгений Яковлев подтвердил факт переговоров с Siemens.

22 июля министр финансов Алексей Кудрин на заседании правительства положительно оценил продажу "Силовых машин" немцам. Премьер-министр Михаил Фрадков уточнил, что кабинет министров должен решить, какую долю в российской компании должен получить Siemens.

25 июля Siemens и холдинг "Интеррос", которому принадлежат "Силовые машины", распространили официальное заявление о создании СП, которому будет принадлежать 71% акций "Силовых машин". После завершения всех формальных процедур доля "Интерроса" в нем должна была составить 50% плюс одна акция, Siemens – 50% минус одна акция.

6 августа ФАС должна была вынести решение по сделке, однако запросила у Siemens дополнительные документы и отложила решение на неопределенный срок.

21 сентября сделка одобрена антимонопольным ведомством Германии.
5 ноября Siemens направил в ФАС требуемые службой документы.
14 декабря полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов направил письмо Владимиру Путину, в котором высказался резко против слияния. Президент дал поручение правительству разобраться с ситуацией.

В начале 2005 года глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, отвечая на запрос Михаила Фрадкова, рекомендовал премьеру отказать Siemens.

3 февраля премьер-министр Михаил Фрадков направил президенту письмо с отрицательным заключением по сделке.

8 апреля Госдума приняла обращение, в котором призвала власти не одобрять сделку.




Кому не давали сливаться

15 ноября 2000 года Министерство по антимонопольной политике (МАП) отказалось одобрить сделку по приобретению Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) контрольных пакетов акций АО "Сафьяновская медь" и Гайского горно-обогатительного комбината (ГОК). Замминистра по антимонопольной политике Наталия Фонарева пояснила, что переход "Сафьяновской меди" и Гайского ГОКа под контроль УГМК "может привести к незаконной концентрации производителей меди в рамках одного холдинга". Руководству УГМК удалось убедить чиновников антимонопольного ведомства одобрить сделку только к 29 апреля 2002 года.

В сентябре 1998 года МАП запретил АО "Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение" (ВСМПО) сделку по обмену 30% своих акций на 70% акций пермского титаномагниевого комбината "Ависма". В ведомстве решили, что сделка, которая фактически ставит пермский комбинат под контроль ВСМПО, приведет к созданию абсолютного монополиста на рынке титановых сплавов. К 21 декабря 2000 года ВСМПО удалось убедить антимонопольные органы в законности сделки, и 15 января 2001 года сделка состоялась.

5 сентября 2002 года МАП не разрешил ОАО "Росвагонмаш" покупку контрольного пакета акций Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Эксперты ведомства обосновали решение тем, что МПС является одним из крупнейших потребителей продукции НЭВЗа и переход завода под его контроль может нанести ущерб другим потребителям новочеркасского предприятия.

11 февраля 2004 года МАП отказался одобрить сделку по приобретению компанией "Росгосстрах" 70-процентного пакета акций башкирской страховой компании "Социнвест". Эксперты ведомства обвинили "Росгосстрах" в попытке занять доминирующее положение на рынке страховых услуг Башкирии.