Siemens не готов к оборонке. ФАС сочла, что он не принесет пользы "Силовым машинам"Как уже сообщал вчера Ъ, во вторник Федеральная антимонопольная служба (ФАС) официально отказала Siemens в покупке 74% акций ОАО "Силовые машины" (СМ). В ФАС заявили, что сделка приведет к ограничению конкуренции на рынке энергооборудования, а положительного эффекта от нее не будет. Siemens воспринял решение ФАС "с сожалением", но без протестов концерн получил в качестве отступного контракт на €1,5 млрд с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). СМ в качестве компенсации за несостоявшиеся инвестиции Siemens требует активной господдержки. Однако в Минпромэнерго заявляют, что своими успехами компания и так обязана госструктурам и на большее рассчитывать не может. Поддержать СМ обещают "Базовый элемент" и РАО "ЕЭС России". Контратака госчиновников Напомним, активное сопротивление госчиновников сделке между "Интерросом" и Siemens началось в середине декабря, после того как свою заявку в ФАС на приобретение акций СМ подал "Базэл". Первым официальным противником продажи СМ стал полпред президента в СЗФО Илья Клебанов, обратившийся с соответствующим письмом к Владимиру Путину. Господин Клебанов подчеркнул, что предприятия СМ выполняют большой объем заказов для Минобороны, в том числе по выпуску оборудования для атомных подводных лодок, а попытки вывести эти производства из состава СМ приведут к разрушению компании. Президент Путин велел разобраться в ситуации премьеру Михаилу Фрадкову, по просьбе которого Минпромэнерго подготовило заключение о сделке, полностью совпавшее с доводами господина Клебанова (см. Ъ от 9 февраля). Позднее с аналогичным письмом к Владимиру Путину обратился и глава Курчатовского института Евгений Велихов. К началу апреля единственным высокопоставленным госчиновником, открыто поддерживавшим сделку, оказался глава Минэкономразвития Герман Греф (см. Ъ от 7 апреля). Накануне промышленной ярмарки, которая началась в понедельник в немецком Ганновере, страсти вокруг СМ накалились до предела. За два дня до встречи на ярмарке президента Владимира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера резко против сделки выступила Госдума. Депутаты приняли обращение к правительству, в котором утверждали, что продажа СМ чревата угрозой оборонной и экономической безопасности страны (см. Ъ от 9 апреля). И госчиновники, и участники рынка, имеющие отношение к сделке, сошлись во мнении, что судьба СМ решится в Ганновере. ОАО "Силовые машины ЗТЛ, ЛМЗ, 'Электросила', 'Энергомашэкспорт'" (СМ), образованное в 2003 году путем слияния АО "ЭнергомашэкспортСиловые машины" с Ленинградским металлическим заводом, АО "Электросила" и Заводом турбинных лопаток, контролирует более 60% российского рынка паровых турбин, турбо- и гидрогенераторов, 80% рынка гидротурбин. Выручка СМ в 2004 году составила $638,88 млн, операционная прибыль $58,7 млн, чистая прибыль $15 млн. В декабре 2003 года холдинг "Интеррос" Владимира Потанина (контролирует более 70% акций СМ) объявил о слиянии СМ с "Объединенными машиностроительными заводами" (ОМЗ). 3 августа 2004 года партнеры расторгли сделку. Новым претендентом на СМ стал немецкий концерн Siemens, в июле направивший в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) запрос о покупке 74,464% акций компании. Предполагалось, что ФАС вынесет вердикт по сделке в августе, но решение было отложено: служба запросила у концерна дополнительную информацию, которую получила 5 ноября. Вскоре на СМ появился новый претендент холдинг "Базовый элемент" ("Базэл") Олега Дерипаски. Контрибуция для немцев Действительно, продажа СМ стала главной темой разговоров в кулуарах ярмарки. Один из участников рынка, близкий к сделке, заявил Ъ, что Siemens к этому моменту уже совершенно смирился с провалом, но "рассчитывал на максимально вежливый отказ российской стороны". А источник, близкий к Минпромэнерго, рассказал Ъ, что прибывший на выставку накануне открытия глава Минпромэнерго Виктор Христенко должен был "подготовить почву и найти корректные формулировки отказа Siemens" для Владимира Путина. Министр выучил заготовленный заранее текст буквально наизусть и в течение нескольких дней охотно комментировал ситуацию одними и теми же словами, не скупясь на реверансы в сторону Siemens. "Необходимо отделить тему продажи 'Силовых машин' от имени Siemens, заявлял господин Христенко Ъ. И не потому, что Siemens там не место, а потому, что обсуждение сделки не касается отношения к Siemens как к инвестору. Она сама по себе создала прецедент для России, поскольку в одном проекте мы видим сочетание двух элементов: угрозы монополизма на рынке и присутствие в деятельности 'Силовых машин' технологий оборонного, стратегического характера. Такая сделка должна проводиться с пониманием возможности локализации оборонного участка производства и его вывода. Но самое главное отсутствует правовое основание для сделки. Например, в США в ряде правовых актов, в том числе в законе о военном производстве, четко расписана процедура отношений с нерезидентами как в рамках участия в госзакупках, так и в рамках покупки тех или иных долей в оборонных предприятиях. У нас просто пробел в законодательстве по этому поводу. И он должен быть спокойно, без истерики, урегулирован на будущее". Таким образом, по существу, министр констатировал, что Siemens не дадут приобрести СМ, хотя напрямую об отказе ФАС и не заявлял. Впервые он обнародовал эту позицию на пресс-конференции в российском павильоне ярмарки 10 апреля. На следующий день немецкой стороне предоставили существенную материальную контрибуцию ОАО РЖД подписало с Siemens соглашение о разработке и выпуске в России скоростных электропоездов. В обмен на €150 млн инвестиций, которые к тому же планируется поделить с российскими партнерами, Siemens получит заказы от ОАО РЖД на €1,5 млрд (см. Ъ от 12 апреля). Присутствовавший на подписании документа Владимир Путин подчеркнул: "Немецкая промышленность будет загружена российскими заказами до 2015 года". В тот же день президент вернулся в Москву, а сутки спустя заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин (курировавший сделку по причине ухода в отпуск другого замглавы ведомства Андрея Цыганова, который вел ее с самого начала) вручил руководству российского офиса Siemens официальное уведомление об отказе службы в согласовании сделки (см. Ъ от 13 апреля). Государство вместо Siemens Официальная аргументация ФАС поместилась на одном листе формата А4 и построена на базе п. 4 ст. 16 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно заявлению представителей службы, сделка запрещена потому, что ее реализация "приведет к ограничению конкуренции на рынках энергооборудования" (см. интервью с Анатолием Голомолзиным). Отметим, что, по данным отраслевых экспертов, доля СМ на рынке сегодня составляет 65-70%, Siemens 6-6,5%. В Siemens вчера Ъ заявили, что восприняли отказ ФАС "с сожалением", но концерн продолжит работу в России, в том числе сотрудничество с СМ (Siemens принадлежит 4,95% акций компании), и будет рассматривать возможность приобретения других активов в стране. "Однако масштабы нашей деятельности будут меньше тех, что планировались с учетом покупки 'Силовых машин'", уточнили в концерне. В СМ говорят, что намерены обеспечить развитие компании, несмотря на срыв сделки с Siemens. "У нас есть собственная инвестпрограмма, пояснил Ъ технический директор СМ Юрий Петреня. В частности, на 2005 год планируемый объем вложений составляет порядка $45 млн. Конечно, дополнительные инвестиции были бы кстати. Но я воспринимаю решение государства как отказ в участии в форме собственности, что не может не сказаться на кооперации". В то же время в официальном заявлении СМ подчеркивается, что "в данной ситуации 'Силовые машины' вправе ожидать определенной поддержки со стороны госорганов в продвижении продукции российского энергомашиностроения на экспорт, формировании портфеля заказов на внутреннем рынке, а также финансирования НИОКР". "Мы рассматриваем позицию ФАС как готовность государства содействовать развитию машиностроения", подтвердили мнение СМ в "Интерросе". Минпромэнерго требования СМ возмутили. "Мы и так максимально активно помогаем этой компании, заявили Ъ в министерстве. Все ее завоевания на внешнем рынке результат поддержки со стороны государства, которое лоббирует интересы 'Силовых машин' во всех внешнеторговых переговорах, предоставляет финансирование в рамках госпрограмм по инновациям. И ни на что большее они рассчитывать не могут. Для дальнейшей успешной работы компании необходимо обратить пристальное внимание на НИОКР". Кто на новенького Тем временем к началу переговоров с "Интерросом" уже готовятся новые претенденты на покупку СМ. В "Базэле", который считается главным инициатором противодействия государства продаже СМ немцам, вчера заявили, что "обратили внимание на решение ФАС и поняли его мотивировку". "Мы считаем, что бизнес 'Силовых машин' имеет хорошие перспективы, констатируют в 'Базэле'. Если ФАС одобрит поданную холдингом заявку, мы начнем переговоры с акционерами компании". В ФАС Ъ пояснили, что заявка "Базэла" рассматривается и решение по ней пока не принято. Вторым потенциальным покупателем СМ может стать РАО "ЕЭС России". Впервые о своем интересе к машиностроительной компании глава энергохолдинга Анатолий Чубайс заявил еще полтора месяца назад (см. Ъ от 25 февраля). Сам господин Чубайс вчера отказался комментировать решение ФАС и планы РАО в отношении СМ. Источник Ъ в РАО уверяет, что господин Чубайс по-прежнему рассчитывает приобрести контрольный пакет акций СМ, но эти планы связаны с участием иностранного инвестора и в сложившейся ситуации требуют пересмотра. Андрей Трапезников, член правления РАО, подтвердил Ъ: "В ближайшие несколько дней мы детально изучим причины отказа ФАС и особенности, которые повлияли на окончательное решение". В "Интерросе" говорят, что пока не начинали переговоры с другими претендентами на СМ и не определились с дальнейшей судьбой этого актива. "Мы будем думать, как развивать 'Силовые машины'", пояснили в холдинге. Заместитель председателя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) АНАТОЛИЙ ГОЛОМОЛЗИН, подписавший заключение об отказе Siemens покупать "Силовые машины", рассказал корреспонденту Ъ НАТАЛИИ Ъ-ГРИБ о том, почему было принято это решение. Когда и как было принято окончательное решение по продаже Siemens акций ОАО "Силовые машины"? Я подписал типовое заключение по рассмотрению ходатайства с изложением аргументации на бланке ФАС на имя заявителя дочерней структуры Siemens в России (ООО "Сименс".Ъ). Вчера мы встречались с представителями Siemens, объяснили ситуацию и передали документ. ФАС отказала немецкому концерну из-за того, что в результате сделки могли возникнуть ограничения конкуренции на рынке энергетического оборудования. Обе компании являются его поставщиками в России, и покупка "Силовых машин" немцами привела бы к усилению их доминирующего положения на рынке. Почему ФАС так долго рассматривала сделку? Согласно законодательству, даже если происходит ограничение конкуренции, при наличии положительного эффекта, в том числе в социально-экономической сфере, сделка может быть одобрена. И долго шли дискуссии, какой может быть эффект от этой сделки. В качестве положительной стороны называлась, например, возможность привлечения инвестиций и новых технологий. На другой чаше весов стояли вопросы экономической и национальной безопасности, поскольку "Силовые машины" выпускают оборудование для оборонных предприятий. По итогам рассмотрения мы не смогли найти удовлетворительного решения, при котором не пострадала бы российская сторона в этой части. Как следствие, нет и совокупного позитивного эффекта сделки. То есть всему виной опасения силовых структур, что сведения, составляющие гостайну, могут уйти за рубеж? Можно так сказать. Это значит, что никакой иностранный инвестор не может претендовать на "Силовые машины"? В дальнейшем возможны разные варианты. Если кто-то примет решение о покупке "Силовых машин" и обратится к нам с таким же ходатайством, мы его рассмотрим будь то иностранная или российская компания. Антимонопольное законодательство в этом смысле индифферентно и не делает различий между иностранным и отечественным инвестором. А для Siemens возможен приход в другие сферы российской промышленности. Последние разработки высокоскоростных поездов (для ОАО РЖД.Ъ) пожалуйста, нет проблем. Мы заинтересованы в привлечении технологий немецкого концерна, и диалог с его представителями во вторник был вполне позитивным. "Германский бизнес традиционный и надежный партнер для России... Открываются новые возможности для развития бизнеса и наращивания инвестиционной активности на российском рынке. Эти возможности не следует недооценивать. Особенно широкое поле деятельности открывается в области капиталовложений. Будем прилагать усилия, чтобы укрепить, а там, где надо, восстановить доверие инвесторов к России. Будем последовательно и решительно устранять препятствия и бюрократические препоны на пути развития бизнеса в России" (выступление перед германскими бизнесменами, в том числе руководителями Siemens, в Берлине 16 июня 2000 года). "В нашей стране марка Siemens давно воспринимается как образец самого высокого качества и наивысшей надежности. Мы будем оказывать всестороннюю поддержку нашим солидным и надежным партнерам, таким, как концерн Siemens, чья деятельность может служить хорошим примером для тех, кто еще не решился прийти на российский рынок. Мы приветствуем расширение деятельности концерна Siemens в России. Поддерживаем все ваши проекты. Желаю вам успехов в реализации этих проектов" (выступление на торжественной церемонии по случаю 150-летия деятельности концерна Siemens AG в Санкт-Петербурге 11 апреля 2003 года). "На подходе ряд новых крупных решений. Очень радует, что речь идет не только об энергетике и высокотехнологичных областях. Впереди много крупных проектов... Имеются серьезные заделы на будущее" (на встрече предпринимателей России и Германии в Веймаре 10 апреля 2002 года). "Когда мы присутствовали при подписании документов (соглашения компании Siemens и АФК 'Система'.Ъ), господин федеральный канцлер шепнул мне на ухо: давай сейчас посмотрим, умеют ли люди, которые зарабатывают такие деньги, как следует писать? Во всяком случае, можно сказать, что они умеют хорошо считать, это точно. Они умеют хорошо работать, а мы сделаем все для того, чтобы помочь им в их деятельности" (заявление для прессы после встречи с представителями деловых кругов России и Германии в Москве 8 июля 2004 года). "Мы говорили о новых возможностях и о новых возможных проектах. Ярким примером такого подхода должна стать договоренность между акционерным обществом "Российские железные дороги" и Siemens по разработке и производству скоростного электропоезда нового поколения... Есть и другие направления сотрудничества. Об этом пока преждевременно говорить, но это абсолютно реальные вещи" (пресс-конференция в замке Готторф, Германия, 21 декабря 2004 года). 6 июля 2004 года Siemens обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) за разрешением на приобретение контрольного пакета акций "Силовых машин". Об этом было официально объявлено 8 июля в Москве на встрече деловых кругов Германии и России. Тогда же в СМИ появилась информация о том, что сделка не нравится Владимиру Путину. 13 июля гендиректор и совладелец "Силовых машин" Евгений Яковлев подтвердил факт переговоров с Siemens. 22 июля министр финансов Алексей Кудрин на заседании правительства положительно оценил продажу "Силовых машин" немцам. Премьер-министр Михаил Фрадков уточнил, что кабинет министров должен решить, какую долю в российской компании должен получить Siemens. 25 июля Siemens и холдинг "Интеррос", которому принадлежат "Силовые машины", распространили официальное заявление о создании СП, которому будет принадлежать 71% акций "Силовых машин". После завершения всех формальных процедур доля "Интерроса" в нем должна была составить 50% плюс одна акция, Siemens 50% минус одна акция. 6 августа ФАС должна была вынести решение по сделке, однако запросила у Siemens дополнительные документы и отложила решение на неопределенный срок. 21 сентября сделка одобрена антимонопольным ведомством Германии. 5 ноября Siemens направил в ФАС требуемые службой документы. 14 декабря полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов направил письмо Владимиру Путину, в котором высказался резко против слияния. Президент дал поручение правительству разобраться с ситуацией. В начале 2005 года глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, отвечая на запрос Михаила Фрадкова, рекомендовал премьеру отказать Siemens. 3 февраля премьер-министр Михаил Фрадков направил президенту письмо с отрицательным заключением по сделке. 8 апреля Госдума приняла обращение, в котором призвала власти не одобрять сделку. 15 ноября 2000 года Министерство по антимонопольной политике (МАП) отказалось одобрить сделку по приобретению Уральской горно-металлургической компанией (УГМК) контрольных пакетов акций АО "Сафьяновская медь" и Гайского горно-обогатительного комбината (ГОК). Замминистра по антимонопольной политике Наталия Фонарева пояснила, что переход "Сафьяновской меди" и Гайского ГОКа под контроль УГМК "может привести к незаконной концентрации производителей меди в рамках одного холдинга". Руководству УГМК удалось убедить чиновников антимонопольного ведомства одобрить сделку только к 29 апреля 2002 года. В сентябре 1998 года МАП запретил АО "Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение" (ВСМПО) сделку по обмену 30% своих акций на 70% акций пермского титаномагниевого комбината "Ависма". В ведомстве решили, что сделка, которая фактически ставит пермский комбинат под контроль ВСМПО, приведет к созданию абсолютного монополиста на рынке титановых сплавов. К 21 декабря 2000 года ВСМПО удалось убедить антимонопольные органы в законности сделки, и 15 января 2001 года сделка состоялась. 5 сентября 2002 года МАП не разрешил ОАО "Росвагонмаш" покупку контрольного пакета акций Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Эксперты ведомства обосновали решение тем, что МПС является одним из крупнейших потребителей продукции НЭВЗа и переход завода под его контроль может нанести ущерб другим потребителям новочеркасского предприятия. 11 февраля 2004 года МАП отказался одобрить сделку по приобретению компанией "Росгосстрах" 70-процентного пакета акций башкирской страховой компании "Социнвест". Эксперты ведомства обвинили "Росгосстрах" в попытке занять доминирующее положение на рынке страховых услуг Башкирии. |