Сахарная дыра. ФТС отменила ограничения на импорт сахарного сиропа из Калининграда и МагаданаЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА В Россию снова может хлынуть поток дешевого сахара под видом сахарного сиропа. Как стало известно "Бизнесу", недавно Федеральная таможенная служба отменила письмо ГТК, запрещавшее ввоз сахарного сиропа из Калининграда и Магадана. Союз сахаропроизводителей России уже готовит письмо в правительство с просьбой вернуть заградительную меру. До конца 2003 года сахарный сироп облагался пошлиной по льготной, по сравнению с другими видами сахара, ставке - 5% от стоимости (то есть около $25 за тонну). По инициативе Союзроссахара 13 ноября 2003 года было принято постановление "О критерии достаточной переработки продуктов переработки сахара-сырца и сахара белого, ввозимых на таможенную территорию РФ". Постановление приравнивает режим импорта сахарного сиропа к сахару-сырцу, то есть облагает его пошлиной в $164 за тонну. При этом постановление не уточняло режим импорта в Россию сахара из особых экономических зон (ОЭЗ), в которые можно беспошлинно ввозить сахар без права его дальнейшей транспортировки в Россию. После выхода постановления ГТК направил письмо по региональным таможенным управлениям, в котором уточнялось, что запретительная пошлина распространяется и на поставки из особых экономических зон на остальную территорию России. Однако 6 апреля 2005 года приказом ФТС это письмо было отменено, рассказал "Бизнесу" председатель правления Союзроссахара Сергей Миронов. Копия распоряжения об отмене приказа ГТК имеется в распоряжении "Бизнеса", комментариев от ФТС вчера получить не удалось. Руководитель сахарного направления "Русагро" Алексей Князев связывает отмену письма с тем, что сейчас идут судебные разбирательства между импортерами, ввозившими в РФ сахарный сироп, и ФТС России. "Импортеры обвиняли таможенников в превышении полномочий, потому что толкование письма, которым они руководствовались при запрете провоза сахарного сиропа через ОЗЭ, шире, чем толкование постановления: в постановлении не оговаривается его действие относительно ОЭЗ. В письме оно есть, но письмо не может дополнять государственное постановление",- говорит Князев. По его информации, некоторые суды импортеры уже выиграли. "Но вопрос до конца не разрешен, пока ввезенный ими товар находится под арестом",- отмечает Князев. Сергей Миронов из Союзроссахара опасается, что теперь импортеры будут ввозить в Калининградскую область белый сахар, там разбавлять его водой и беспошлинно ввозить в Центральную Россию. По его оценке, цена сахара, ввезенного под видом сиропа, будет меньше на величину пошлины, то есть на $164 за тонну. Глава Союзроссахара приводит в пример подобную ситуацию, когда в 2002-2003 годах в Россию под видом сахарного сиропа было ввезено больше 1,1 млн тонн сахара из Украины, еще около 40 тыс. тонн - из Белоруссии. "Поскольку сироп ввозился без уплаты таможенных пошлин, все остальные игроки на отечественном рынке продавали сахар себе в убыток",- вспоминает он. Миронов опасается, что сейчас ситуация может иметь аналогичные последствия. "Если наши опасения подтвердятся, мы намерены направить официальный запрос в госслужбы",- говорит Миронов. Главный эксперт по логистике Русской сахарной компании (производитель и импортер сахара) Анатолий Абдулин рассчитывает, что в ближайшее время в постановление будут внесены поправки, уточняющие режим импорта из ОЭЗ. "Если будет найдена хоть одна лазейка для беспошлинного ввоза сахара, импортеры быстро сориентируются, и на Россию обрушится поток дешевого сахара",- предупреждает Абдулин. По его оценке, беспошлинно ввезенный через Калининград сахар может быть дешевле российского примерно на 30%. "Тогда только через Калининград можно будет провозить около 20-30 тыс. тонн ежемесячно (весь рынок составляет около 6 млн тонн в год.- "Бизнес"). Президент компании "Продимекс" (крупнейший российский производитель сахара) Игорь Худокормов настроен гораздо оптимистичнее. "Ясно, что в постановлении образовалась дыра, но она будет закрыта в ближайшее время. Пока она есть, провоз сахара теоретически возможен. Но инвестировать деньги в инфраструктуру, чтобы воспользоваться таким маленьким временным промежутком, бессмысленно",- считает он. Деловая газета "Бизнес" |