"Силовые машины" попадут в пулАлександр Борисов Глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил в понедельник, что энергомашиностроительный концерн "Силовые машины" может быть продан пулу инвесторов. Государство не рискнуло передать стратегическое предприятие немецкому Siemens. Не исключено, что власть может попытаться реализовать идею создания единой машиностроительной корпорации. С июля прошлого года нынешний владелец контрольного пакета 'Силовых машин' компания 'Интеррос' ждала разрешения от антимонопольного ведомства на продажу акций концерна немецкому Siemens. В самом 'Интерросе' сочли машиностроительный бизнес малопривлекательным направлением развития. По утверждению главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, разрешение должно было быть получено до конца 2004 года. Но этого не произошло. В дело вмешался полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Он заявил, что сделка с Siemens угрожает национальным интересам России, так как в структуре 'Силовых машин' находятся предприятия оборонного комплекса. Позиция Клебанова была поддержана президентом Курчатовского института Евгением Велиховым. В его письме Владимиру Путину впервые прозвучала идея объединения энергомашиностроительных предприятий страны в единый концерн. Велихова поддержали глава правительства России Михаил Фрадков, фракция 'Единая Россия' и Госдума. По оценке председателя думского комитета по экономполитике Валерия Драганова, объем азиатского рынка энергетического машиностроения, на который приходится большинство экспортных поставок 'Силовых машин', в ближайшие 10 лет составит до 50 млрд. долларов. А износ оборудования на российских электростанциях за 10 лет потребует замены на сумму около 10 млрд. долларов. К тому же пакет заказов 'Силовых машин' составляет на сегодня около 1 млрд. долларов, что делает их весьма привлекательным активом для потенциальных инвесторов. Очевидно, что эти доводы учитывались чиновниками, которые в середине апреля отказали Siemens в сделке. Теперь правительство намерено найти для компании новых российских владельцев. В понедельник глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что 'Силовые машины' могут быть проданы пулу инвесторов. В 'Интерросе', где пребывают в растерянности по поводу дальнейшей судьбы предприятия, не стали комментировать это предложение. Уклонились от комментариев и в 'Базовом элементе', пока единственном реальном претенденте на 'Силовые машины' (заявка 'Базэла' рассматривается в ФАС с конца прошлого года). Среди возможных покупателей ранее экспертами не раз называлось РАО 'ЕЭС России' - основной потребитель продукции концерна. Но, по словам аналитика ИК 'Проспект' Ирины Ложкиной, структура Анатолия Чубайса уже перегружена инвестпроектами и потому вряд ли сможет в одиночку участвовать в финансировании столь дорогостоящего актива. Глава аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов заявил ГАЗЕТЕ, что речь может идти об объединении усилий нескольких игроков, которые выкупят у 'Интерроса' 'Силовые машины' для дальнейшей перепродажи. Кроме того, Суверов считает вероятной версию выкупа 'Силовых машин' через его подрядчиков, среди которых государственный 'Технопромэкспорт'. Если такой сценарий развития событий станет реальностью, государство вполне может попытаться воплотить в жизнь идею о создании в России единого машиностроительного холдинга. Подобные проекты уже апробируются государством в других отраслях. Так, в конце прошлого года вертолетостроительным заводам было предложено объединиться в единую компанию - 'Росвертол'. Сейчас аналогичный процесс проходят все основные авиастроительные заводы России, которые к 2007 году должны стать частью объединенной авиастроительной компании. Газета |