29.04.2005

Кудрин проконтролирует ФНС. Крупный бизнес готов доверить повторные проверки только Минфину



Андрей Литвинов

Правительство начало исполнять тезис президентского послания о том, что налоговики не должны "терроризировать" бизнес. В четверг на заседании кабинета были одобрены поправки, ограничивающие сроки проведения налоговых проверок, и перечень документов, которые должны предоставлять при этом налогоплательщики. Однако, по мнению бизнеса, главный вопрос - основание для проведения повторных проверок - не решен до конца. Бизнес предложил, чтобы санкцию на проверку крупных налогоплательщиков давал только Минфин. В итоге премьер дал еще две недели на доработку поправок.

В четверг премьер Михаил Фрадков пообещал вскоре дать всем министрам поручения по реализации послания президента. Но с одним из главных его тезисов кабинет решил разобраться уже в четверг - положить конец 'терроризму' налоговиков. Под скромным номером «шесть» в повестке значились поправки в первую часть Налогового кодекса, касающиеся правил проведения налоговых проверок.

Именно проверки, особенно повторные, стали, по мнению бизнеса, главным инструментом давления на него. По их итогам российским компаниям предъявляются многомиллиардные претензии со стороны государства, которые уничтожили ЮКОС и заставили серьезно поволноваться 'Сибнефть', 'ВымпелКом', ТНК-BP и ряд других компаний.

Уступки с оговорками
Еще в феврале президент дал поручение Минфину разработать законопроект, который упорядочил бы налоговые проверки. Однако первоначальный вариант, представленный Минфином месяц назад, вызвал у предпринимателей шок: он оставлял едва ли не все возможности для злоупотреблений налоговиков. В течение месяца чуть ли не в ежедневном режиме предприниматели, вошедшие в рабочую группу совета по конкурентоспособности, добивались от Минфина уступок. Вот и накануне заседания чиновники и предприниматели совещались до ночи. Но полностью договориться не удалось.

В четверг замминистра финансов Сергей Шаталов перечислил пункты, по которым Минфин, хоть и с оговорками, но пошел на уступки налогоплательщикам. Сроки для предоставления документации в налоговые органы продлеваются: сейчас они измеряются в календарных днях, а будут - в рабочих. С полугода до года продлевается отсрочка по уплате налога, которую могут предоставить налоговые органы. Вводится закрытый перечень документов для камеральной налоговой проверки отчетности, предоставленной налогоплательщиком. При этом Шаталов признал, что в некоторых случаях, например при проверке уплаты НДПИ или обоснованности предъявленного к возмещению НДС, налоговики могут потребовать и дополнительные документы.

Ограничение сроков выездных проверок тоже получилось своеобразным: проверка не должна длиться более двух месяцев, но 'при наличии достаточных оснований' ее могут несколько раз продлевать - в общей сложности на год. Это, правда, чуть лучше нынешнего порядка, когда тоже есть срок два месяца, но налоговики засчитывают лишь время непосредственного пребывания на предприятии, то есть они могут в любой момент приостановить проверку, а затем вернуться.

'Нужные для работы рычаги'
Самым же спорным остался вопрос, как проводить повторные налоговые проверки. Предприниматели просили делать это только по решению суда или запросу самого налогоплательщика. Но теперь они об этом уже и не мечтают. Минфин настоял, что налоговики смогут по-прежнему повторно приходить к налогоплательщику 'в порядке проверки' нижестоящих подразделений ФНС. Так что спор теперь лишь о том, какой должна быть процедура назначения такой проверки. Для небольших компаний, которые стоят на учете в районных налоговых инспекциях, вопрос решен: их будут проверять региональные управления с санкции самой ФНС. Но крупные налогоплательщики, которые больше всего и страдают от повторных проверок, стоят на учете в межрегиональных управлениях или в самой ФНС.

Предприниматели считают, что санкцию на повторную проверку в таком случае должен давать либо Минфин, либо межведомственная комиссия во главе с министром финансов и участием МЭРТ и ФСФР.

'Если у ФНС главная функция - собирать деньги в бюджет, то у Минфина есть и другие проблемы - состояние фондового рынка, рейтинг страны и т.д.', - пояснил ГАЗЕТЕ требование бизнеса участник рабочей группы совета по конкурентоспособности, глава совета директоров 'Ренессанс Капитал' Олег Киселев. Понятно, что само известие о повторной налоговой проверке крупной компании может повлиять на все эти факторы, а потому Минфин будет более аккуратно принимать решения о повторных проверках. Желание же налоговиков учинять повторные проверки лишь из желания проверить нижестоящие органы бизнес считает необоснованным. 'Это все равно если бы вышестоящая дорожная инспекция в рамках проверки работы нижестоящей ГАИ устроила бы небольшую аварию и смотрела бы, как они справляются', - говорит Киселев.

В итоге, чтобы решить вопрос о повторных налоговых проверках, кабинет решил отправить поправки на две недели на доработку. Впрочем, вряд ли пожелания бизнеса будут учтены в полной мере: премьер напомнил, что налоговиков все же нельзя лишать рычагов, 'нужных для работы'. Да и сам Алексей Кудрин не выразил желания стать контролером в столь щекотливом вопросе, как налоговые проверки.

Министры поспорили из-за водки и сигарет
Дольше, чем о налоговых проверках, министры спорили об акцизах на табак и алкоголь. Минфин предложил с 2006 года индексировать акцизы на алкоголь на 9%, а также перенести его взимание с акцизных складов на ликероводочные заводы. Вице-премьер Александр Жуков возразил: «Если мы будем собирать акциз на более чем 2 тысячах ликероводочных заводов, это не приведет к улучшению администрирования. Лучше собирать акциз непосредственно на спиртопроизводящих заводах, которых около 200». Что касается табачных акцизов, то Минфин предложил повысить их в 2006 году на 15%, при этом сохранить комбинированную ставку акциза, частично в рублях, частично в процентах. С этим поспорил глава аппарата правительства Сергей Нарышкин. Он предложил вернуться к специфической ставке акциза, которая действовала до 2003 года. В итоге премьер Михаил Фрадков предложил посвятить этому вопросу целое заседание правительства 14 мая. Договориться министрам удалось только по акцизам на нефтепродукты - их в 2006 году индексировать не будут ради сдерживания роста цен на бензин.

Газета