11.05.2005

Спаситель Levi's



ИРИНА ДРЕМИНА

11 мая 1889 родился Уолтер Хаас, талантливый менеджер, которому удалось спасти знаменитый брэнд Levi Strauss от разорения. Именно благодаря Хаасу Levi's по-прежнему ассоциируется с "настоящими" джинсами.
Мало кто знает, что после смерти основателя компании Леви Страусса компания была на грани разорения. Вся проблема была в том, что руководство компании подбиралось по принципу семейственности. Четыре племянника, унаследовавшие фирму, не были прирожденными менеджерами и уже подумывали о распродаже активов. Тут за дело взялся Хаас, еще один дальний родственник, но, в отличие от прочих, талантливый управленец. Работа Хааса в Levi's началась в 1914 после его женитьбы на Элизе Штерн, дочери одного из четырех владельцев компании. В 1928 году он стал президентом Levi's. Двадцать лет он бился за поддержание брэнда на плаву, пока, наконец, не принял судьбоносного для компании решения. В 1947 году он переориентировал производство с выпуска галантерейных товаров, которые составляли 75% продаж, на производство исключительно джинсов. Levi's стала настоящей джинсовой маркой.
Предпринял он и ряд других реформ, которые пошли брэнду на пользу. При Хаасе Levi's стала выпускать всю фурнитуру, необходимую для пошива джинсов. Контролируя процесс шитья от начала до конца, компания смогла гарантировать потребителям высокое качество. Хаас уделял большое внимание дизайну джинсов, при нем постоянно разрабатывались новые модели. В 1935 году была создана первая модель джинсов для женщин. Хаас обладал отличным маркетинговым чутьем и быстро реагировал на изменения спроса. Например, в 1930-е годы в США была популярна одежда для ранчо - Levi's наладила производство разноцветных рубашек для родео. После второй мировой войны в моду вошли рубашки-"гавайки", которые тоже шили в Levi's. В 70-е появились джинсы с актуальным узором "пейсли". Некоторые модели джинсов Levi's, например 501-я, стали классикой моды.
С одним из реформаторских начинаний Хааса связана забавная история. До 1941 года на джинсах была "паховая заклепка", которая сильно осложняла жизнь потребителям, но ее по какой-то причине все не убирали. Хаас славен тем, что, наконец, ее убрал! Правда, только после того как обжегся ею, сев слишком близко от костра.
Все эти новшества успешно работали на привлечение покупателя. Неслучайно именем Хааса позднее назвали школу маркетинга при Калифорнийском университете в Беркли. Благодаря энергии и таланту главного менеджера Levi's стала процветающей компанией. Если в 1946 году объем ее продаж составлял всего $8 млн, то к концу 1970-х достиг $2 млрд. Хаас оставил пост президента Levi's в 1955 году, но его идеи продолжали работать на компанию. Levi's стала всемирно известным производителем джинсовой одежды, а ее воскрешение совпало со временем джинсового бума 70-х. Тогда джинсы превратились из рабочей одежды в самый популярный предмет гардероба.
В 90-х Levi's чуть было снова не впала в кризис. Руководство компании занималось чем угодно, кроме того, чтобы следить за рынком. Упорно игнорируя новую моду на широкие бесформенные джинсы, Levi's потеряла большую долю аудитории. В 1999 году начался новый этап в реформировании компании. Впервые за всю историю Levi's семейное руководство уступило место профессиональным наемным менеджерам.



Деловая газета "Бизнес"