Как бы не сбрендить. На страховом рынке идет война за оригинальные названия компанийПАВЕЛ ЧЕРНЫШОВ К середине июля на российском рынке страхования не должно остаться компаний со сходными или совпадающими названиями. Однако что считать сходством или совпадением, не знают ни страховщики, ни даже лингвисты. Между тем, как бы ни разрешилась ситуация с похожими брендами, платить за все придется клиентам. Споры вокруг закона «Об организации страхового дела в РФ» идут фактически с момента его вступления в силу 17 января 2004 года. Пункт 3 статьи 4.1 запрещает страховщикам частично или полностью использовать в своем наименовании название другой компании, действующей на этом рынке (за исключением дочерних и зависимых компаний). Требование вполне разумное – клиенты, то есть все мы, нередко становимся жертвами случайных совпадений: выбрав раскрученный бренд, но не заметив подмены в порядке слов или в их написании, можно вдруг обнаружить, что у «страховщика» нет ни достаточного опыта, ни даже средств на покрытие страховых выплат. Времени изменить учредительные документы, связанные со сменой наименований, у страховщиков осталось до 17 июля. Правда, уже сейчас полное или частичное использование чужого бренда служит основанием для отказа в выдаче новых лицензий. Между тем и Федеральная служба страхового надзора (ФССН), и участники рынка признают, что до сих пор четко не ясно, как понимать совпадающее название. Как отметил глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев, даже Институт русского языка не смог сообщить больше того, что частичное совпадение – это когда наименования совпадают частично, а полное – когда они совпадают полностью. Пока лингвисты и страховщики спорят, Госдума уже внесла на рассмотрение проект поправок к закону, который все-таки разрешает частичное совпадение названий. Его авторы – депутаты Валерий Зубов, Олег Морозов, Михаил Рокицкий и Айрат Хайруллин – в пояснительной записке обращают внимание на то, что статьи закона противоречат другим. С одной стороны, в названии компании должны быть слова, указывающие вид ее деятельности («страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер»), с другой – употреблять те же слова запрещается. В одной только Сибири существует сейчас уже 37 компаний, в наименованиях которых есть слова «страх», «гарант», «полис», и лимит этих слов, строго говоря, исчерпан. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в распространенном в канун 9 мая заявлении выразил мнение, что названия не могут совпадать даже частично, если речь идет о компаниях, работающих в одном населенном пункте, или если в результате совпадений клиент может принять одну фирму за другую. В качестве примера такой путаницы приводятся московские компании «Максимум» и «Макс и Мум», одновременно действующие на столичном рынке. Понять, кто из них кто, клиенту действительно сложно. Приоритет ВСС предлагает оставлять за тем, кто раньше зарегистрировался как юридическое лицо. По какому бы сценарию – жесткому или мягкому – ни развивались события, о переименовании придется задуматься очень многим российским компаниям. Как отмечают сами страховщики, ребрендинг (то есть смена бренда) стоит дорого, и если этим все же придется заниматься, то логично предположить, что расходы они переложат на потребителей своих услуг. Но и оставлять дела такими, как сейчас, означало бы играть на руку аферистам, неплохо зарабатывающим на клонировании известных названий. НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ |