12.05.2005

Aqua Vision заливает. На российском рынке напитков появился новый амбициозный игрок



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА, ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА, МАРИНА НОСКОВИЧ, ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ

На российском рынке напитков появился новый амбициозный игрок. О строительстве завода по производству безалкогольных напитков объявила компания Aqua Vision - подразделение VIP Group. Мощности завода рассчитаны на производство 300 млн литров в год - а это более 10% объема всего российского рынка. Однако его участники сомневаются, что компании удаcться занять хотя бы 1,5% рынка, и считают, что Aqua Vision строит бизнес для последующей продажи.

"Aqua Vision строит крупнейший в России и Европе заводской комплекс по производству экологически чистых напитков,- заявил вчера президент компании Станислав Одинцов.- Выпуском подобных напитков в России никто не занимается, так что мы сможем стать лидером этого сегмента".
По его словам, в состав комплекса войдут завод по производству воды и соков мощностью 300 млн литров в год и автоматизированный дистрибуторский центр. Запуск в эксплуатацию производства площадью 140 тыс. кв. м, которое расположится в Истринском районе Московской области, намечен на вторую половину 2006 года. Инвестиции Aqua Vision в первую очередь завода составят 100 млн евро. Ассортиментный ряд, количество брэндов и ценовую категорию в компании не разглашают. Но, по данным "Бизнеса", выпускать планируется напитки эконом-класса и среднего ценового сегмента.
Примечательно, что дистрибуцией продукции Aqua Vision займется недавно закрывшая бизнес по доставке товаров на дом логистическая компания "Служба 77", которую VIP Group купила за $15 млн в конце 2003 года. Эту информацию подтвердил "Бизнесу" бывший генеральный директор "Службы 77" Алексей Крол. ""Служба 77" должна была стать одним из каналов дистрибуции для завода, который строит Vision: Дмитрий Буряк рассчитывал на синергию в этом проекте",- говорит он.
Участники рынка отнеслись к планам Aqua Vision весьма скептически. По их мнению, реализации намерений компании помешает ряд существенных препятствий. Так, директор по связям с общественностью компании "Мултон" Сергей Лавриненко считает, что заявленные мощности Aqua Vision российский рынок объемом в 2 млрд литров может и не переварить. "Сейчас вопрос не в том, сколько вы можете произвести, а в том, сколько можете продать. Для рынка объемом 2 млрд литров в год дополнительные 300 млн литров - серьезный объем. Без сильных брэндов и качественной сети дистрибуции такой объем продаж представляется малореальным",- говорит Лавриненко. "Рынок соков, конечно, будет расти, но не революционными темпами",- считает директор по маркетингу компании "Троя-Ультра" Ирина Тимофеева. По ее прогнозам, к 2007 году рынок напитков вырастет до 250 млн литров. Причем основной рост обеспечат напитки на основе чая и кофе, спортивные и энергетические напитки. "В 2004 году потребление соков упало на 7-9%, а вот спрос на "энергетики" вырос на 35-40%",- отмечает она. Также у участников рынка вызывают сомнения заявления Aqua Vision об отсутствии на рынке экологически чистых напитков. "В соках консервантов вообще нет",- удивляется Сергей Лавриненко.
Но самое слабое, по оценкам игроков, звено в амбициозных планах Aqua - отсутствие раскрученной торговой марки. "Чтобы новый продукт прижился на рынке, необходим сильный брэнд",- считает Лавриненко. При этом, по оценке креативного директора Euro RSCG Moradpour Никиты Огурцова, затраты на создание такого брэнда составляют минимум $2-3 млн. "Разработка брэндинга, рекламной кампании потребует около $400 тыс.,- уточняет Огурцов.- Размер медийного бюджета зависит от уровня рекламной кампании, но если Aqua Vision собирается биться с национальными брэндами, это не меньше $2-3 млн".
Источник "Бизнеса", близкий к руководству "Лебедянского", также считает, что вложения Aqua Vision могут себя и не оправдать. Наглядный пример - провал брэнда Tropicana компания Pepsi. "У Pepsi было все - сеть дистрибуторов, команда профессионалов, сильный брэнд, достаточный объем финансирования, однако за четыре года работы они еле-еле набрали 1,5% рынка",- напоминает он.
Наконец, немаловажная проблема - отсутствие у Aqua Vision налаженной дистрибуторской сети. ""Служба 77" - отнюдь не панацея,- говорит директор по связям с общественностью холдинга "Лебедянский" Александр Костиков.- Просто потому, что она не в состоянии обеспечить присутствие напитков Aqua в крупных сетях вроде "Ашан" и "Рамстор"". А у бывшего гендиректора "Службы 77" ставка на нее вообще вызывает серьезные сомнения. "Сейчас от "Службы 77" уже не осталось ничего кроме юридического лица, и я не понимаю, как они планируют ее использовать",- удивляется Алексей Крол.
Суммируя все трудности проекта, участники рынка считают, что единственный реальный вариант дальнейшего развития событий - последующая продажа бизнеса Aqua Vision крупному действующему игроку. "Если эта ниша будет хорошо развиваться, Aqua, возможно, захотят купить крупные производители",- полагает глава сокового направления "Нидан" Андрей Яновский.

Компания Aqua Vision создана 5 декабря 2003 года. Ее основным акционером является Дмитрий Буряк, владелец компании, образованной в 1996 году, Vision International People Group, специализирующейся на распространении биоактивных добавок методом сетевого маркетинга. VIP Group имеет представительства в 12 странах, а также является совладельцем фабрики NutriPharma в Ирландии.

Деловая газета "Бизнес"