Потребление чая в Казахстане. Краткий обзорВпервые чай был завезен в Россию почти четыре века назад, еще при Михаиле Романове, и нынче чай пьют все или почти все: младенцы и пенсионеры, язвенники и трезвенники, бедные и богатые, элита и маргиналы. Крупнейшими экспортерами чая на мировом рынке являются такие страны, как Индия, Шри-Ланка, Индонезия, Китай, Кения, Япония, Вьетнам, Бангладеш. Чай является одним из самых популярных и всенародно любимых напитков в Казахстане. По данным исследования MMI (сентябрь 2004 г.)*, проведенного компанией TNS Gallup Media Asia в 11 городах Казахстана, в нашей республике чай является национальным напитком и его потребляют 99,0%** населения. Из всех опрошенных респондентов наиболее популярной страной производителем является Индия- 63,2%*** опрошенных упомянули именно ее. Со значительным отрывом за ней следует Цейлон - 16,0%. Эти два государства, по мнению респондентов, являются производителями высококачественного чая. Остальные страны были упомянуты реже и имеют очень низкий процент предпочтения от 0,4% до 2,1% (см. Таблицу 1). Таблица 1. Предпочтения по стране - производителю чая, 2004 год
Чай может заменить собой кофе и воду, компот и лимонад, достаточно поварьировать количеством заварки и сахара, температурой воды, а в настоящее время еще и видом самого чая. Ведь кроме знакомого нам с детства черного, в последнее время стали появляться в продаже и другие виды чая: ароматизированный, зеленый, холодный, фруктовый, травяной...
Таблица 2. Предпочтения типов чая, 2004 год
При значительном расширении ассортимента у каждого народа есть общие требования к напитку. Прежде всего, повысились требования к качеству и вкусовым характеристикам любых сортов и видов чая. Чем же руководствуются наши соотечественники при выборе чая?
Таблица 3. Ориентация на место при покупке чая, 2004 год
При достаточно богатом ассортименте чая - 56,9% потребителей чая при покупке ориентируются на 2-3 определенные марки, 26,7% - на одну конкретную марку и 16,4 % потребителей покупают чай, как получится.
*Объем выборки составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
TNS-GLOBAL.KZ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||