16.05.2005

Игорю Артемьеву все мало. ФАС настаивает на повышении пошлин на нефтепродукты



АННА ФИРСОВА


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предприняла очередную попытку повлиять на ситуацию с ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке. Ведомство настаивает, чтобы на время сельскохозяйственных работ коэффициент экспортной пошлины на светлые нефтепродукты был существенно повышен. Без учета этой позиций ФАС даже отказывалась согласовывать проект постановления правительства об очередном пересчете пошлины на нефтепродукты. Впрочем, утверждение новых коэффициентов вряд ли бы значительно улучшило обеспечение колхозников топливом. Вместо дизеля нефтяники могут увеличить вывоз сырья, в том числе со своих НПЗ.
Последний проект постановления о повышении с 1 июня экспортных пошлин на нефтепродукты, рассчитанных на основании мониторинга цен на нефть за март-апрель 2005 года, антимонопольная служба согласовала с большим скрипом. За несколько дней до этого замглавы ведомства Анатолий Голомолзин отправил в Минэкономразвития письмо, в котором подчеркнул, что новый документ "не учитывает позицию ФАС России о необходимости в период сезонных колебаний спроса на внутреннем рынке на нефтепродукты устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин на уровне не менее 0,9 либо один к одному от устанавливаемого размера ставки вывозной таможенной пошлины на нефть". Таким образом, ведомство настаивало, чтобы нынешний коэффициент 0,65 был повышен почти на треть.
"В посевной и уборочный сезоны мы предлагаем увеличить ставку на светлые нефтепродукты, а в отопительный период - на мазут",- уточнили "Бизнесу" в пресс-службе ведомства.
Отказ ФАС согласовать документ привел бы к тому, что, несмотря на повышение экспортной пошлины на сырую нефть, пошлины на нефтепродукты остались бы на нынешнем уровне. Это сделало бы экспорт бензина и мазута более выгодным, чем сырой нефти. То есть привело бы к диаметрально противоположному результату, чем тот, которого добивается ФАС.
В итоге антимонопольная служба согласилась с правительственным вариантом, продолжая, однако, настаивать, чтобы в будущем фактор сезонности все-таки учитывался. Это позволит, говорится в письме ведомства, "стабилизировать цены внутреннего рынка на нефтепродукты в период повышенного спроса".
По мнению специалистов рынка, надежды антимонопольной службы на этот механизм чрезмерны. "В ответ на увеличение пошлины на нефтепродукты нефтяники просто могут расширить экспорт сырья",- полагает вице-президент Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. При этом нефть будет экспортироваться не по трубопроводам, но утекать, даже с НПЗ, по железной дороге и морским путем.
Кстати, коэффициент 0,9, на котором настаивает ФАС, действовал в стране несколько месяцев назад, но никак не повлиял на ситуацию с ценами на топливо на внутреннем рынке. Наоборот, тот коэффициент был установлен не без участия самих нефтяников, которым так было проще "вести бухгалтерию", рассказал "Бизнесу" источник в топливном секторе.
Вообще последние два года сезонный фактор не играет почти никакой роли в росте цен на топливо в стране. Они тянутся вверх в первую очередь вслед за мировыми ценами на сырье. Топливо дорожало весь прошлый год что зимой, что летом, напоминает Григорий Сергиенко. В этом году цены поползли вверх в феврале, но теперь стабилизировались и продержатся на этом уровне, по крайней мере, еще два месяца, если мировые снова не подскочат.


Деловая газета "Бизнес"