На автоперевозчиков наехала угроза. Правительство готовит повышение пошлин на импортные грузовики
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
Министерство промышленности и энергетики предложило поддержать отечественный автопром повышением ввозных пошлин на подержанные грузовики. Это приведет к росту тарифов на перевозки и снижению конкурентоспособности российских перевозчиков, но продажи отечественных производителей не повысит, уверены участники рынка. С ними согласен и министр транспорта Игорь Левитин.
"Если пошлины будут повышены, нам придется компенсировать эти расходы за счет повышения тарифа на перевозку и за счет снижения зарплаты водителям",- сказал "Бизнесу" руководитель диспетчерского отдела компании "Транскомпани" Сергей Сафрин. Покупать отечественные автомобили в компании не собираются. "Если за год у семилетнего грузовика Daf пришлось менять только колодки и прочие мелочи, то у нового МАЗа за этот же год полетела и рессора, и амортизатор,- объяснил Сафрин.- На иномарке можно сразу начинать работать, а на наладку нового отечественного автомобиля приходится тратить два-три дня". Возмущение Сафрина понятно. Правительство России вчера заслушало план реализации концепции развития автомобильной промышленности России до 2008 года, подготовленный Минпромэнерго. Одной из мер по улучшению конкурентных условий для российского автопрома и стимулирования инвестиций в автомобилестроение в ведомстве считают увеличение ввозных пошлин на подержанные грузовики. Пока еще конкретных предложений нет, но они будут готовы к июлю, когда вопрос рассмотрит межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, заверили "Бизнес" в пресс-службе министерства. В другом профильном ведомстве - Министерстве транспорта России - уже высказались резко против. "Повысив пошлины на грузовики, мы снизим конкурентоспособность российских перевозчиков",- сказал министр транспорта Игорь Левитин. По мнению министра, интересы перевозчиков заслуживают не меньшего внимания, чем интересы автопрома. Если пошлины будут повышены, многие перевозчики не смогут покупать автомобили, говорит пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Антонина Камчатова. "Мы рады были бы покупать отечественные автомобили,- сказала она.- Но в России не производятся грузовики, отвечающие нормам Евро-III, необходимые для работы в Европе". Кроме того, как сказала Камчатова, если перевозчик покупает автомобиль в лизинг, машина находится в России в режиме временного ввоза. "Когда кончается срок лизинга, пошлины на ввоз могут быть больше остаточной себестоимости автомобиля",- говорит Камчатова. "Бизнес автоперевозок сегодня находится на грани рентабельности,- утверждает заместитель начальника управления ФГУП НИЦИАМТ Ирина Семенихина.- Цены на топливо и повышение транспортного налога серьезно снижают доходы. Рынок не позволяет нам компенсировать расходы полностью повышением тарифов на перевозки. Работая "в белую", мы не можем снижать издержки другими способами". По словам Семенихиной, ФГУП НИЦИАМТ работает на автомобилях Mercedes, которые сегодняшние правила позволяют ввозить по нулевым пошлинам, если они не старше трех лет и соответствуют нормам Евро-III. Она отвергла возможность работы на отечественных автомобилях. "Грузоотправитель отдает заказ перевозчикам с более новыми и более надежными автомобилями",- объяснила она. Генеральный директор компании "Ивектор" Виталий Илюхин смотрит на повышение пошлин более оптимистично. По его словам, тогда в компании будут покупать более новые, но все еще подержанные иномарки. Дополнительные расходы вряд ли включат в тариф. "Клиенту все равно, на чем возят груз",- объясняет Илюхин. По его словам, у более новых машин срок амортизации будет дольше, и за счет этого окупятся расходы. Покупать отечественные машины не намерены и в "Ивекторе". "Российские машины не соответствуют уже никаким стандартам ни по безопасности, ни по комфорту. У иномарок гидроусилитель руля, ABS и кондиционер предусмотрены уже в базовой версии, а у наших - нет". Пошлины, если и будут введены, не затронут серьезно рынок перевозок, полагает и генеральный директор агентства "Автоконсалт" Виктор Новоченко: ""Серый" ввоз сегодня процветает. За прошлый год через дальневосточную таможню, минуя таможенный режим, было ввезено 40 тыс. коммерческих автомобилей",- объясняет он.
Как перейдут на евро Заслушанный вчера правительством РФ план мероприятий помимо увеличения пошлин предполагает разработку технических регламентов по конструктивной безопасности транспортных средств, безопасности при ремонте и утилизации. Разработан и график ввода экологических стандартов: Евро-II c 1 января 2006 года, Евро-III c 1 января 2008 года и Евро-IV c 1 января 2010 года.