23.05.2005
Яndex

Роботы «Яндекса» будут бороться с лингвистами



Тимофей Дзядко, Николай Караджич

«Яндекс», владелец одной из крупнейшей бесплатной почты в российском интернете, протестировал программу «Спамооборона» на своих подписчиках и теперь собирается продавать ее корпоративным пользователям. Но участники рынка сомневаются, что компании удастся сильно потеснить «Ашманова и партнеров», нынешнего монополиста на рынке защиты от несанкционированных рассылок.

«Теперь можно с уверенностью сказать, что получение незапрошенной корреспонденции – дело добровольное. Любой желающий может легко от нее избавиться, – заявил Аркадий Волож, генеральный директор "Яндекса". – Основное преимущество "Спамообороны" – в алгоритмической разработке и хороших статических данных: программа протестирована на "Яндекс.Почта", у которой более 6 млн пользователей». В «Яндексе» уверяют, что смогут справиться с большинством незапрошенных писем.

«Спамооборона» – это система, которая устанавливается на серверы корпоративных пользователей для фильтрации спама. По словам разработчиков, ее основные свойства: полнота и высокая точность фильтрации, постоянное обновление признаков на основе данных, полученных от «Яндекс.Почта». «Спамооборона» по мировым меркам достаточно недорогой продукт – около $1 за каждый почтовый ящик в месяц. Она работает на операционных системах FreeBSD и Linux и поддерживает такие почтовые серверы, как SendMail, CommunigatePro и QMail.

«Большую часть спама можно легко выявить, потому что спамер действует на ограниченной территории: его письма должны читаться и быть отправлены массово. Эти признаки можно определить автоматически, – уверен Юрий Вечер, менеджер "Яндекса" по продуктам. – Понятно, что с роботами, рассылающими спам, можно бороться только роботами».

Хотя «Спамооборона» была разработана в 2003 года, только сейчас «Яндекс» выходит с этой системой на корпоративный рынок. «"Яндекс" лишь производит технологию, а тиражированием, распространением и поддержкой продукта будет заниматься компания "Диалог Наука"», – рассказывает господин Волож.

«Наш опыт по продаже антивирусов сейчас будет служить и для продвижения "Спамообороны", продукта, который нужен и небольшим фирмам, и крупным компаниям, и государственным структурам», – обещает Сергей Антимонов, председатель совета директоров компании «Диалог Наука». Господин Антимонов не исключает, что вслед за Россией и СНГ «Спамооборона» будет продаваться и в других странах, где тоже «устали от спама».

При этом партнеры признают, что не первыми начали продавать систему защиты от несанкционированных рассылок. C конца 2003 года компания «Ашманов и партнеры» продает программу «Спамтест», лицензии на которую уже приобрели «Лаборатория Касперского», Mail.ru, Hotbox, «Билайн» и «Мегафон». «Возможно, мы стартуем в не очень удачное время, но к концу 2006-2007 годов мы планируем занять 50% рынка корпоративного рынка антиспама», – заявил «Газете.Ru» Игорь Жовтюк, генеральный директор «Диалог Наука».

«Ашманов и партнеры», которая, по собственным оценкам, контролирует около 80% рынка (остальное приходится на западные компании), ежемесячно зарабатывает десятки тысяч долларов от продаж «Спамтеста» и вряд ли будет делится с «Яндексом».

«Я бы не стал сейчас говорить, как мы собираемся противостоять появившемуся конкуренту. Но могу сказать, что "Яндекс" стал предлагать свою программу еще летом прошлого года, когда она, возможно, была не доработана: все компании выбирали "Спамтест", – заявил "Газете.Ru" Игорь Ашманов, гендиректор компании. – Многие заказчики объясняли свой выбор тем, что, несмотря на мощность "Спамообороны", в ней слишком много настроек, для установки которых компаниям пришлось бы нанимать дополнительных системных администраторов».

Но в «Яндексе» и «Диалог Наукa» настроены оптимистически. «"Спамтест" стоит примерно столько же, но чем больше компьютеров у клиента, тем дешевле ему обойдется "Спамооборона"», – подчеркивает господин Жовтюк. «К тому же "Ашманов и партнеры" больше делают акцент на лингвистический анализ, а мы – на алгоритмические разработки, используемые в нашей поисковой системе», – добавляет Аркадий Волож.

«Это совершенно не так. На самом деле в системе антиспама компании "Ашманов и партнеры", которая установлена на серверах почтовой службы Mail.ru, применяются разные методы фильтрации, и их гораздо больше, чем в "Спамообороне"», – не соглашается Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru.

«Многие пользователи отмечают, что спам-фильтр от компании "Яндекс" на сегодняшний день – один из лучших в России: минимальное количество несрабатываний и ложных тревог, – парирует Игорь Митюрин, начальник отдела защиты информации Русславбанка. – Другое дело, удастся ли компании занять половину рынка корпоративного антиспама – сложный вопрос, все будет зависеть от маркетинговой активности. Ведь иногда даже идеальные вещи очень плохо продвигаются». А Кирилл Дмитриев, управляющий директор Delta Private Equity Partners, опасается, что выход «Яндекса» на рынок с собственной антиспамовой системой может негативно сказаться на компании.

«"Яндекс" – успешная компания, которая демонстрирует очень хорошие показатели. Но корпоративный рынок антиспама сильно отличается от того, что она делает сейчас. "Яндекс" скореe ориентирован на малый и средний бизнес, а если будет искать выход на более крупных клиентов, это будет означать расфокусирование бизнеса», – говорит Дмитриев.

Газета.RU