Вызывайте воздушное таксиКанадский производитель двигателей Pratt & Whitney (P&W) предсказывает, что спрос на сверхлегкие реактивные двигатели в Америке, Европе и Азии за ближайшие 30 лет составит 35 тыс. единиц. Новейшие сверхлегкие самолеты (VLJ) станут выполнять функции воздушного такси, перевозя пассажиров на расстояние примерно 800 км. Ожидается, что это приведет к значительным изменениям на авиационном рынке. Pratt & Whitney, принадлежащая гигантскому американскому конгломерату United Technologies, является единственным поставщиком двигателей для Eclipse Aviation, Cessna и Embraer, трех аэрокосмических компаний, готовящихся строить такие самолеты. Компания предлагает несколько вариантов турбовентиляторного двигателя PW600 размером со стол. Каждая продажа приносит P&W приблизительно $600 тыс. В 2004 оборот компании составил $8,3 млрд. Как стало известно The Business, P&W, также являющаяся крупнейшим поставщиком двигателей для суперджамбо A380 Airbus, отказалась участвовать в работах по новейшему самолету среднего класса Airbus A350 и C-серии Bombardier, чтобы сконцентрироваться на VLJ и вероятной версии модернизированного Boeing 737. Президент компании Луи Шенвер (Louis Chenevert) считает, что анализ рентабельности C-серии, как и более раннего варианта Boeing 787, не отвечает их критериям роста прибыли и выручки. На прошлой неделе он заявил: "Мы намерены отказаться от работы с A350, поскольку не располагаем двигателем с новейшей технологией. Самой крупной нашей ошибкой было неучастие в 737 в начале 90-х годов прошлого века, но тогда компании это было просто не по силам". Специалисты P&W уже начали работать над новыми двигателями для 737, ожидая, что в ближайшие несколько лет Boeing утвердит модернизацию самолета. Шенвер надеется получить заказы на новые двигатели для A380 на Парижском авиасалоне, который состоится в следующем месяце. Он сообщил, что "активно" контактирует с Korean Air и UPS. Джордж Дэвид (George David), председатель правления UTC, материнской компании P&W, сообщил The Business: "Первые три запуска VLJ были стопроцентным успехом для компании. Появление воздушного такси вызовет переворот в гражданской авиации. Уже сейчас есть 35 тыс. турбовинтовых самолетов, и, по нашим подсчетам, скоро появятся еще столько же, хотя официальная статистика говорит только о 25 тыс. машин". В прошлом месяце были получены новые положительные результаты в разработке воздушных такси, которые, вероятно, привлекут корпоративных клиентов, а также региональных операторов. Eclipse Aviation, детище бывшего топ-менеджера Microsoft Верна Рэберна (Vern Raburn), осуществил полет третьего Eclipse 500, удовлетворяющего требованиям к опытным самолетам. В Уичите состоялся первый запуск прототипа Cessna Citation Mustang, а компания Embraer объявила о намерении выйти на этот рынок. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) начало процесс сертификации самолета Eclipse стоимостью $1,2 млн. Утверждение намечено на 2006 год. В США готовится запуск двух служб, предоставляющих услуги такси. P&W также рассчитывает, что самолеты будут пользоваться большим спросом в Азии. В Европе такси могут использоваться для полетов point-to-point. В прошлом месяце недавно созданное американское воздушное такси DayJet разместило заказы на 239 самолетов Eclipse и приобрело право преимущественной покупки еще 70. Поставки намечены на второй квартал следующего года. DayJet намеревается предлагать услуги по требованию с оплатой за одно место. Компания будет совершать полеты на отдаленные региональные рынки США, где количество регулярных рейсов ограниченно, если они вообще есть. Стоимость билета будет лишь чуть-чуть выше полного тарифа эконом-класса. Уже есть 2200 подтвержденных заказов на Eclipse. На корпоративном рынке они могут использоваться для удовлетворения спроса на собственные самолеты с аутсорсингом полетов. В последние годы на корпоративном рынке наблюдается тенденция предлагать варианты долевой собственности. Деловая газета "Бизнес" |