26.05.2005

Пресса на десерт. Интернет-издания теснят газеты с новостного рынка



Андрей Евпланов

По темпам роста отечественный рынок прессы уступает только индийскому и китайскому. Всего на начало этого года зарегистрировано 46 тысяч наименований периодики (26 тысяч газет, более 16,5 тысячи журналов и 3,4 тысячи альманахов, сборников, бюллетеней). Это на 21,3 тысячи больше, чем на начало 2000 года.

В России зарегистрировано 46 тысяч печатных СМИ. Такие данные приводятся в докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Российский рынок периодической печати в 2005 году". Однако, как следует из того же доклада, "реально издающихся печатных СМИ немногим более половины от зарегистрированных".

Тем не менее в прошлом году было реализовано печатных изданий на сумму около 1,9 миллиарда долларов. Кроме того, пресса освоила 1,25 миллиарда долларов рекламных средств. Всего же, по экспертным оценкам, объем рекламы в СМИ в 2004 году составил в России 3,85 миллиарда долларов, а прогноз на 2005 год составляет 4,65 миллиарда. При этом не исключено, что в 2006 году общий объем рекламы в СМИ может достигнуть уровня 5,2 миллиарда долларов.

Еще более проявились наметившиеся ранее тенденции: сокращается аудитория ежедневных изданий и растет - у еженедельников и журналов. Например, по данным TNS Gallup Media, тиражи сокращаются даже у самых известных изданий. Эксперты полагают, что у нас нет предпосылок для рыночного развития газетного рынка. До 90 процентов газет субсидируются государством или частными инвесторами.

Рост числа выпускаемых в России журналов во многом обусловлен выходом на российский рынок зарубежных издательских брендов. Ежегодно он увеличивается на 8-10 процентов. Эксперты считают, журнальный сегмент будет развиваться динамично еще какое-то время. Например, в такой нише, как женские журналы, рост может быть не очень высоким в процентном отношении, но абсолютные цифры будут значительными в силу того, что ниша сама по себе довольно велика.

Развитие нашего рынка периодики вполне укладывается в мировую тенденцию. И в развитых странах Запада сейчас ослабевают позиции ежедневных газет, на смену которым приходят их виртуальные аналоги и интернет-газеты. Оперативность у таких изданий выше, а производственные расходы не идут ни в какое сравнение с печатными изданиями. При этом аудитория все больше интересуется журналами, которые можно полистать на досуге. На Западе наблюдается настоящий бум журнального бизнеса. В Великобритании ежедневно регистрируются три новых журнала, а в США за последний год появилось свыше тысячи журнальных изданий на все вкусы. Эксперты считают, что и нас ждет нечто подобное, но при этом газеты еще продержатся, потому что доступ к Интернету имеют пока далеко не все. Особенно это касается провинции.

По данным Роспечати, в 2004 году средняя суточная аудитория новостных сайтов российской сети возросла на 65 процентов. Прогнозируется, что доходы от предоставления доступа в Интернет в этом году превысят 1 миллиард долларов, тогда как в прошлом году они составили 560 миллионов.

Если журналы наше будущее, то газеты - настоящее. Общегодовой тираж российских газет в 2004 году превысил 8,5 миллиарда экземпляров, тираж журналов составил только 600 миллионов экземпляров.

Газеты распределены по регионам достаточно равномерно - на Москву и Петербург приходится не более 10 процентов общего количества наименований. В то же время, подавляющее большинство журналов - свыше 91 процента наименований и 98 процентов тиража - зарегистрированы и выходят в свет в столицах.

В Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям считают, что "в современной России СМИ могут эффективно развиваться только как бизнес". "Рынок СМИ - рынок сложный, он еще не сформировался как прозрачный, но это рынок успешный и динамично развивающийся", - говорит руководитель агентства Михаил Сеславинский.

В докладе прогнозируется увеличение объема медиарынка к 2008 году до 8 миллиардов долларов. По мнению президента Международной федерации периодической печати Дональда Каммерфельда, объем рынка прессы в предстоящие 10 лет может вырасти в 10 раз. Правда, подобные планы осуществимы лишь при наличии разветвленной сети распространения периодики.

По мнению экспертов, в ближайшие годы ожидается замедление роста рекламы на телевидении. Средства должны плавно перетекать в печатный сектор. Между тем в сегменте печатных СМИ на лидирующие позиции по темпам роста должны выйти массовые журналы, причем не глянцевые, а тонкие и довольно дешевые. Именно этот сектор в последнее время привлекает внимание зарубежных инвесторов.

Что касается рекламы, без которой сегодня не мыслимо развитие СМИ, то прогнозы здесь весьма оптимистичны. Российский рекламный рынок по-прежнему считается самым быстрорастущим в мире. По прогнозам, в 2005-2006 годах рынок будет расти ежегодно примерно на 30 процентов.

Сегодня лидером по темпам роста рекламы является скромный, всего 30 миллионов долларов, сегмент интернет-рекламы, который увеличился за прошлый год на 67 процентов.

По-прежнему самый крупный сегмент - телевизионная реклама. Это 44,1 процента всего рекламного рынка, или 1,7 миллиарда долларов. Он развивался динамично и вырос на 37 процентов, главным образом за счет увеличения расценок на телевизионный эфир. Ежегодно расценки на ТВ-рекламу увеличиваются примерно на 25-30 процентов. Специалисты считают, что иного пути нет, ибо объемы рекламы на телевидении увеличивать уже нельзя, время на всех каналах уже забито рекламой, как говорится, "под завязочку".

В 2004 году резко вырос рынок СМС-рекламы. Объемы здесь пока мизерные, но перспективы считаются хорошими.

Сегмент рекламы в прессе демонстрировал слабый рост. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2004 году на рекламу в прессе компании потратили 1,2 миллиарда долларов по сравнению с 935 миллионами в 2003 году. Прирост шел в основном за счет специализированных рекламных изданий и глянцевых журналов.

На рынке последних наблюдалась явная экспансия западных издателей. Предполагается, что в нынешнем году они еще более укрепят свои позиции и перетянут на себя значительную часть рекламы из газет и наших традиционных журналов. Рекламу в печати размещают в основном риелторы и продавцы автомобилей, банки и туроператоры.

Рынок наружной рекламы вырос на 34 процента, достигнув 710 миллионов долларов. Доля "наружки" высока - 20 процентов рынка (это самый высокий показатель в мире), причем 80 процентов этого вида рекламы приходится на Москву. Но вряд ли она будет расти в этом году высокими темпами - законодатели решили ужесточить условия размещения наружной рекламы.

Прирост в сегменте радиорекламы составил в 2004 году 29 процентов, объем рынка составил 200 миллионов долларов. Этот куш делят между собой два десятка мало чем отличающихся друг от друга музыкальных радиостанций.

Доходы от размещения рекламы в печатных СМИ в 2004г


rg.ru