01.06.2005

Отказ от добросовестности. Администрация президента инициирует новую порцию радикальных поправок в Налоговый кодекс



АЛЕКСЕЙ САВКИН

Администрация президента в следующем году намерена внести ряд поправок в первую часть Налогового кодекса (НК), которые должны четко определить, что можно считать уклонением от уплаты налогов. Таким образом, можно будет упразднить скандальный термин "добросовестность налогоплательщика" и привести НК в соответствие с нормами международного права, считает представитель администрации президента Станислав Воскресенский. Правда, по мнению юристов, для выполнения этой задачи, придется добавить в кодекс отдельную главу.

Задуматься над усовершенствованием НК администрацию президента побудили многочисленные решения арбитражных судов, которые сейчас, чтобы наказать нарушителя налогового законодательства, оперируют понятием "добросовестный" и "недобросовестный налогоплательщик". Напомним, что этот термин был введен в обиход Конституционным судом (КС) еще в 1998 году. "Ни у налогоплательщиков, ни у налоговиков, ни у судей нет четкого понимания, что это такое",- обнародовал позицию администрации президента Станислав Воскресенский на проходившей вчера конференции, организованной Ассоциацией европейского бизнеса.
В странах с прецедентным правом, например в Великобритании, только суды могут определять, кто может считаться добросовестным налогоплательщиком. "Нам кажется, что в российском законодательстве необходим более формальный подход,- считает Воскресенский.- У чиновников в налоговой сфере собственных суждений должно быть как можно меньше". С ним, разумеется, согласны и юристы, которые на протяжении нескольких лет пытаются обратить внимание властей на несовершенство налогового законодательства.
"Понятие "добросовестность" было введено в непростые времена, когда на счетах в банках оказывались "виртуальные" деньги, которыми некоторые предприниматели платили налоги,- говорит руководитель аналитической службы юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадим Зарипов.- Но в результате в бюджет не поступало ни копейки". О термине "недобросовестность" надо забыть раз и навсегда считает управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев. "Это тупиковый путь развития права",- уверен он. "Термин "добросовестность" относится к этическим определениям, а значит, является субъективным",- приводит свой аргумент партнер "Эрнст энд Янг" Юлия Максимовская. Как ни странно, с этой позицией согласен даже представитель КС. "Нам необходимо разработать новые нормы и включить их в законодательство. Ведь арбитражные суды стали применять понятие "добросовестность" не так, как хотел КС",- признал судья КС Гадис Гаджиев.
Чтобы ликвидировать пробелы в налоговом законодательстве, администрация президента решила привлечь специалистов в области налогового права ("Бизнес" подробно сообщал об этом.- см. номер от 17 мая). "До 1 октября мы принимаем работы. После этого окончательный вариант будет обсуждаться с Минфином. Надеюсь, что законопроект появится уже в будущем году",- рассказал Воскресенский. "Я поддерживаю эту идею администрации президента. Это профессиональный подход - привлечь специалистов со стороны. Хотя деньги, которые администрация предлагает за работу, не очень большие ($10 тыс.- "Бизнес"), думаю, многие откликнутся",- утверждает Сергей Пепеляев.
Работу, которую курирует администрация президента, легкой не назовешь. "Думаю, что в НК придется добавить целую главу, где будут прописаны нормы борьбы с уклонением от уплаты налогов,- предполагает Сергей Пепеляев.- В ней должно быть указано, что считать уклонением от уплаты налогов и какие признаки сделки могут свидетельствовать об уклонении от налогов". Также, по его словам, в этой главе должны содержаться конкретные процессуальные правила: как налоговые органы должны доказывать незаконность той или иной сделки.
Судя по всему, администрация президента намерена ввести новые составы налоговых правонарушений и детализировать уже существующие, полагает эксперт "ОПОРЫ России" Юлия Духнина. "Нетрудно догадаться, что целью этой работы является повышение эффективности налогового контроля и пресечение налоговых правонарушений со стороны так называемых "недобросовестных" налогоплательщиков,- считает Юлия Духнина.- Намерения эти, несомненно, благие".
Впрочем, только этим, по мнению юристов, ограничиться нельзя. "Необходимо разработать систему сдержек для налоговых органов, иначе инспекторы захотят признавать многие сделки, произведенные налогоплательщиками, не соответствующими нормам морали, и весь доход от них взыскивать в пользу государства",- отмечает Зарипов.
Кроме того, по мнению экспертов, стоит подумать о введении в НК ответственности налоговиков за вынесение непродуманных решений. Но вряд ли эти требования найдут отражения в тексте поправок. По словам Воскресенского, задача уменьшения налогового прессинга пока не ставится. "Когда президент говорил о терроре налоговых органов, это была эмоция. ФНС на нас обиделась. Это не мы написали (в послании президента Федеральному собранию.- "Бизнес"), это референтура добавила",- заявил представитель администрации президента.
Примечательно, что сами налоговики не считают нужным менять действующее законодательство. "При любом варианте закон будет несколько вариативен. Что касается ответственности налоговых органов, то она существует и сейчас",- обнародовал позицию налоговых органов начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС, анализа и общих вопросов Минфина Сергей Разгулин.
Сами бизнесмены пока не очень-то верят, что поправки в НК могут что-то изменить. "Пока сотрудники налоговых органов будут заинтересованы только в том, чтобы собрать как можно больше налогов, а вернуть из бюджета (НДС.- "Бизнес") как можно меньше, все останется, как прежде",- отметил представитель ТНК-BP Станислав Лебедев. "Как показывает практика, например недавняя работа по внесению изменений в первую часть НК (по налоговому администрированию.- "Бизнес"), на словах декларироваться может что угодно, однако конечный результат может оказаться неожиданным",- добавляет Юлия Духнина.

Деловая газета "Бизнес"