02.06.2005

Ущерб не считается. Столичные чиновники сбились со счета, определяя убытки от энергоаварии



Сегодня, согласно распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова, должны быть подсчитаны убытки столицы от энергоаварии на подстанции "Чагино". Однако, как выяснил Ъ, цифры убытков представлены не будут – для московских чиновников "эта работа оказалась весьма кропотливой". Единственную цифру вчера назвал зампред рабочей группы Госдумы РФ по расследованию обстоятельств энергоаварии Валерий Язев – он оценил убытки в сумму "от $1,5 до $2 млрд".

Напомним, что 25 мая на экстренном совещании московского штаба по ликвидации последствий энергоаварии на подстанции "Чагино" его глава Юрий Лужков распорядился к 2 июня высчитать точную цифру убытков пострадавших от кризиса московских предприятий. Вчера информагентства со ссылкой на источники в столичном департаменте экономической политики сообщили, что эти убытки подсчитаны и составили порядка 780 млн руб. Однако глава департамента Марина Оглоблина в разговоре с Ъ опровергла эти данные, заявив, что "никаких, даже приблизительных цифр, к сожалению, нет". "Большой ущерб понес Московский нефтеперерабатывающий завод, промышленные предприятия, ЖКХ и торговые объекты, но о конкретной сумме говорить рано",– заявила госпожа Оглоблина, пояснив, что "работа (по подсчету.–Ъ) оказалась весьма кропотливой". Марина Оглоблина лишь заявила, что ущерб столицы от энергокризиса "будет значительно больше" 780 млн руб. Также затруднились вчера представить оценку ущерба и пострадавшие от энергоаварии госпредприятия. Так, в "Мосводоканале", "Мосгортрансе" и Московском метрополитене Ъ заявили одно и то же: "Пока идет подсчет".

Впрочем, на некоторых предприятиях ущерб уже высчитали. Так, Петелинская птицефабрика (там в результате изменения температурного режима полегло 278 тыс. кур) потеряла более $500 тыс. Птицефабрика "Тульская" (там пало около 200 тыс. кур и вышло из строя сортировочное оборудование) оценивает свой ущерб более чем в $3 млн. В связи с падежом кур в Туле встала особая проблема – утилизация трупов птиц. Так, сотрудники Киреевского завода по утилизации павших животных бросили все силы на то, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, перерабатывая при среднесуточной норме в 11 т более 50 т птичьих трупов в день. В Ступинской металлургической компании, владеющей комбинатом в подмосковном Ступине, только ремонт доменных печей, в которых из-за обесточки застыл расплавленный никель, оценивают почти в $1 млн. "Нам впервые с 1940 года прервали подачу энергоснабжения,– заявил Ъ председатель совета директоров Ступинской металлургической компании Александр Шорор.– Такого не было даже во время войны, когда электростанции бомбили немцы. Это говорит о том, что у 'Мосэнерго' нет никакого приоритета в снабжении. Хорошо, что на комбинате было в запасе 50 т воды для охлаждения печей, а иначе из-за выделений водорода и кислорода мог произойти взрыв, который разнес бы пол-Ступина".

Единственным человеком, который смог высчитать сводную цифру убытков от энергоаварии в Московском регионе, стал председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Вчера господин Язев, по совместительству зампред рабочей группы Госдумы по расследованию обстоятельств энергоаварии, заявил, что сумма ущерба составит "от $1,5 до $2 млрд". Господин Язев усомнился в готовности главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса выплатить такую сумму. Напомним, что господин Чубайс пообещал выплатить деньги всем пострадавшим от энергокризиса с условием, что они сумеют это доказать. "Энергокомпания вскоре прекратит свое существование в рамках реформирования, и люди, обратившись за компенсацией, застанут на ее месте лишь компьютер и пару столов, деньги требовать будет не у кого",– позлорадствовал Валерий Язев.

Несмотря на расчеты господина Язева, убытки Москвы от энергокризиса в ближайшее дни вряд ли будут оглашены. Хотя в пресс-службе департамента по экономической политике Москвы утверждают, что подготовят соответствующий отчет к концу недели, на промышленных предприятиях на подобные сроки смотрят скептически. "Это же не две копейки, помимо прямых есть и косвенные убытки,– заявили в пресс-службе Московского нефтеперерабатывающего завода.– Их подсчет, скорее всего, будет завершен в течение месяца".

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ; ЕЛЕНА Ъ-ШУЛЕПОВА, Тула

КоммерсантЪ