Редакторов научат торговать. Книжное издательство "ЭКСМО" затеяло перестройкуАнастасия Дагаева Григорий Милов Решать, какие книги печатать, с какими авторами сотрудничать и даже как рекламировать продукцию, в одном из крупнейших российских книжных издательств ЭКСМО теперь будут не маркетологи и специалисты по продажам, а редакторы. Издательство кардинально меняет систему управления, чтобы преодолеть болезни роста. Российский книжный рынок приближается к насыщению, считает генеральный директор ЭКСМО Олег Новиков. А гендиректор конкурирующего издательства Олма-Пресс Игорь Ельченинов и вовсе уверен, что книгоиздательский рынок страны столкнулся с кризисом перепроизводства. Российские издатели каждый год выбрасывают на рынок более 100 000 наименований, спрос же ниже в 3-4 раза, утверждает Ельченинов. Перепроизводство, по его мнению, результат нескольких факторов. Во-первых, это низкая стоимость входа на книжный рынок (чтобы напечатать книгу, достаточно $5000) и, как следствие, чрезмерное количество издательств их в нашей стране более 6000. Во-вторых, малая пропускная способность книжной розницы. В регионах пока очень мало книжных торговых точек открытого типа (устроенных по принципу супермаркета), а они в расчете на квадратный метр вмещают на 35% книг больше, чем классические книжные магазины. Рынок перенасыщен дешевой литературой, соглашается с Ельчениновым Олег Бартенев, финансовый директор издательства АСТ. Рост конкуренции подталкивает ЭКСМО к реформе внутренней системы управления, считает Новиков. Требует этого и размер компании, контролирующей сейчас больше 10% отечественного книжного рынка. За пять лет штат издательства вырос с 200 до 500 человек без учета сотрудников торговой сети. Управлять стремительно разрастающимся бизнесом из одного центра стало практически невозможно, говорит гендиректор ЭКСМО, которое в последние годы резко расширило сферу своих интересов. Если еще в прошлом году фирменным блюдом ЭКСМО была развлекательная литература для взрослых (детективы, женские романы и фантастика), то теперь издательство борется за лидирующие позиции в сегментах поэзии, современной прозы и детской литературы, а заодно занялось выпуском образовательной (за исключением учебников) и бизнес-литературы. Для работы в новых сегментах рынка нужны специальные знания, которыми руководство ЭКСМО в достаточном объеме не обладает, признает Новиков. Но, несмотря на стремительный рост бизнеса, деятельность всего издательства до последнего времени зависела всего от нескольких топ-менеджеров, которые принимали не только стратегические, но и операционные решения вплоть до выпуска каждой конкретной книги, рассказывает Новиков. В свое время концентрация власти позволяла издательству оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации и стремительно развиваться, но сейчас она приносит компании потери, ведь один человек не может принимать решения о выпуске тысяч книг. Случались даже анекдотические ситуации: задумав издать переводную энциклопедию кактусов, компания обнаружила, что переведен и напечатан всего один том из многотомной энциклопедии, лишь после того как книга поступила в магазины. Сопротивление переменам Готовясь менять управленческую структуру издательства, Новиков исходил из задачи увеличить объем продаж ЭКСМО к 2009-2010 гг. вдвое, а рыночную долю довести до 12%. Работавшие по заказу издательства специалисты компании Strategica (подразделение консалтинговой группы Про-инвест-консалтинг) изучили системы управления крупных издательств в 30 странах, но столкнулись с серьезным сопротивлением в самом ЭКСМО. Нередко персонал отказывал в помощи, утверждает он. Сотрудники, как правило, сопротивляются переменам. Они считают, зачем что-то менять, когда и так все хорошо, рассказывает партнер Strategica Александр Ованесов. Консультантам долго не удавалось составить формального описания процесса создания книги, сделать это удалось только после того, как к ним присоединились сами руководители ЭКСМО. Тем не менее Новиков считает, что консультанты свою работу выполнили: Стало очевидным, что специалисты "ЭКСМО" не задумываются, а чем же они заняты? Консультанты сформулировали правильные вопросы, которые помогли сотрудникам издательства четко описать производственный процесс. В издательском бизнесе величина компании сама по себе не дает решающего преимущества перед конкурентами, и руководство ЭКСМО вместе с консультантами попыталось понять, в какой части его бизнеса эффект масштаба работает. Это позволило бы максимально централизовать те бизнес-процессы, для которых размер компании играет положительную роль, и распределить между самостоятельными подразделениями остальные. Например, наладить продажу книг по всей стране может только большое издательство с собственной сетью сбыта, объясняет Новиков. Рекламой продукции тоже сподручнее заниматься крупной структуре. А вот в создании книг, в работе с авторами масштаб уже не работает. В этом важна специализация лучше делать книги одной узкой направленности, но точно знать, как и для кого, отмечает глава ЭКСМО. далее...Ведомости |