15.06.2005

Сладкая смерть. Российский сахар не выдержит конкуренции с продукцией из СНГ



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА
ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Страны СНГ договорились о постепенной отмене ограничений в торговле алкоголем, табаком и сахаром. Протокол, подписанный всеми участниками СНГ, кроме Украины, предусматривает отмену пошлин на эти товары до 2012 года. Неконтролируемый поток импортной продукции больно ударит по российскому бизнесу. Прежде всего экспансия зарубежных сахаропроизводителей ставит под угрозу существование сахарной отрасли в России.
Уже к 1 июля 2006 года будут сняты ограничения по торговле водкой, табаком и табачными изделиями, к 1 января 2007-го - пивом и белым сахаром, а к 1 января 2012-го - спиртом и винами. Такое решение было принято на совете глав правительств СНГ. Под протоколом подписались все страны, входящие в Содружество, кроме Украины, которую не устроили сроки отмены пошлин. "Если мы хотим торговать, надо снять все ограничения сегодня",- заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. Однако ее предложение о снятии ограничений уже до конца текущего года было отвергнуто российской стороной.
"Поскольку украинская продукция по указанным товарным позициям отличается высокой конкурентоспособностью, в случае выполнения условий Тимошенко Украина установила бы на нее демпинговые цены,- пояснил "Бизнесу" эксперт ИК "Проспект" Игорь Лавущенко.- Так что действия российского правительства носили защитный характер". Тем не менее российские эксперты считают, что Киев остается в стороне лишь на время - рано или поздно Украина подпишет соглашение. "Возможно, это будет отдельный протокол",- предполагает Игорь Лавущенко.
Сильнее всего отмена пошлин может ударить по российскому рынку сахара. Уже сейчас из 5,7 млн тонн ежегодного спроса внутреннее производство обеспечивает только 2,25 млн - остальное приходится на импорт. Производители сетуют на отсутствие регулирования импорта свекловичного сахара из Белоруссии - он дешевле российского в среднем на 10%. В результате производители сахара терпят убытки. Эксперты предупреждают, что если к Белоруссии добавятся другие страны СНГ, у отрасли могут возникнуть еще более серьезные проблемы. "Экспортная пошлина из Казахстана нулевая, а себестоимость сахара на $100 меньше, чем в России",- говорит председатель Российского союза производителей сахара Сергей Миронов. "Мы не можем открыть сахарный рынок, иначе потеряем его. При худшем развитии событий объем ввоза может приблизиться к объему внутреннего потребления сахара",- считает эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Андрей Станишевский.
Ситуация станет совсем сложной, если протокол подпишет еще и Украина. "Украина получит возможность поставлять в Россию весь свекловичный сахар, как это сейчас делает Белоруссия, только на Украине этого сахара в шесть раз больше",- говорит руководитель направления "Русагро-сахар" Алексей Князев. Сергей Миронов в связи с этим напоминает, что до подписания Россией и Украиной в 2001 году "Протокола об изъятии сахара из режима беспошлинной торговли" объем импорта с Украины достигал 1 млн тонн. "Тогда приграничная торговля была очень развита, украинский сахар поступал практически бесконтрольно, а цены на него были примерно на 10% ниже, чем в России. В результате большие объемы импорта сбивали цену на российском рынке",- говорит Миронов. Алексей Князев уточняет: до 2001 года цена на сахар в России была на уровне $400 за тонну, что на $130 ниже, чем сейчас; на сегодняшний день за счет пошлин цены на украинский сахар на $50-70 выше, чем на российский.
Сейчас Украина рассматривает возможность принятия закона о ввозе в страну 260 тыс. тонн сахара-сырца на льготных условиях; причем ежегодно этот объем будет увеличиваться и к 2011 году достигнет 460 тыс. "Если этот закон будет принят, свою потребность в сахаре Украина будет покрывать импортом, а соответствующий объем свекловичного сахара сможет везти в Россию",- говорит ведущий аналитик RSI Александр Власов. По его оценке, если Украина будет ввозить в Россию 400 тыс. тонн сахара ежегодно, ущерб российских производителей может составить около $72 млн.



Деловая газета "Бизнес"