Турецкий МАШ. Третий терминал в Шереметьево построит EnkaВ субботу гендиректор подконтрольного "Аэрофлоту" ОАО "Терминал" Кирилл Будаев и генпредставитель турецкой компании Enka в России Бурак Оздоган подписали договор о строительстве Шереметьево-3. Enka победила в конкурсе по выбору генподрядчика, согласившись возвести терминал за 26 месяцев и уложиться в бюджет около $400 млн на не слишком выгодных для себя условиях все инфляционные и валютные риски по проекту ложатся на подрядчика. По мнению акционеров "Аэрофлота", после заключения соглашения проект наконец-то точно будет реализован.
ОАО "Аэрофлот" пытается начать строительство собственного терминала с 2000 года. Дефицит площадей для обслуживания пассажиров (терминалы 1 и 2 государственного ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", МАШ, с проектной пропускной способностью 9 млн человек обслужили в 2004 году 12,8 млн пассажиров) перевозчик постоянно называет одним из основных сдерживающих факторов в своем развитии. В 2004 году премьер Михаил Фрадков отказался утвердить управляющей компанией МАШ ОАО "Альфа-Шереметьево", выигравшее тендер, проведенный правительством Михаила Касьянова. После этого "Аэрофлот" и МАШ под патронатом помощника президента Виктора Иванова и министра транспорта Игоря Левитина, возглавляющих сейчас советы директоров компаний, подписали соглашение о стратегическом партнерстве, и авиаперевозчик активизировал работу по выбору генподрядчика. 16 декабря было объявлено о начале процедуры оценки оферт, которую проводили "Аэрофлот", "Терминал" и Bovis Lend Lease, управляющая проектом. Никакая информация о ходе конкурса до сих пор не разглашалась. В субботу, выступая на годовом собрании акционеров авиакомпании, гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов объявил, что генподрядчик выбран. Победителем конкурса стала турецкая Enka Insaat ve Sanayi A.S. В перерыве собрания гендиректор "Терминала" Кирилл Будаев и генеральный представитель Enka в России Бурак Оздоган подписали договор о рабочем проектировании и строительстве терминала. Строительство займет 26 месяцев, ввод терминала в эксплуатацию планируется осенью 2007 года. Проект терминала разработала компания Airport de Paris. Его общая площадь 168 тыс. кв. м, площадь перрона для обслуживания самолетов 300 тыс. кв. м, годовая пропускная способность 9 млн пассажиров с возможностью увеличения еще на 20%. Терминал будет представлять собой трех-четырехэтажное здание, увенчанное куполом, с разделенными зонами вылета и прилета (пропускная способность 3,8 тыс. пассажиров в час), оборудованное 22 телетрапами (еще 10 стоянок будет на перроне). Терминал разместится рядом с Шереметьево-2, со временем планируется соединить два терминала. Предполагается также организация 3,4 тыс. парковочных мест, в том числе 2,8 тыс. в крытом паркинге. Всего в конкурсе, по официальной информации, участвовало 38 компаний, в финал вышли четыре. По данным Ъ, помимо Enka это немецкая Hochtief, итало-канадский консорциум Codest/SNC-Lavalin и турецко-британское СП Laing O`Rourke. "Конкурсные процедуры соответствовали всем применимым мировым стандартам по выбору подрядчика, утверждает Адам Грант, коммерческий менеджер Bovis Lend Lease по проекту Шереметьево-3. Участникам была предоставлена абсолютно одинаковая возможность ответить на одни и те же анкетные вопросы. Потом проводилась оценка с участием различных специалистов". Среди ключевых критериев были право работы в России и опыт строительства аэропортовых сооружений. Enka, в частности, построила терминал аэропорта Ататюрк в Стамбуле, грузовой терминал в Домодедово, терминал бакинского аэропорта. Однако в "Терминале" признают, что решающим критерием выбора победителя стало соотношение цены, качества и сроков строительства. Не все претенденты были готовы уложиться в отведенный срок (на вводе Шереметьево-3 в эксплуатацию в конце 2007 года настаивает "Аэрофлот"), прося увеличить его минимум на полгода, и в установленный бюджет (около $400 млн). В International Air Transport Association, куда "Аэрофлот" обратился за консультацией, предложение Enka охарактеризовали как "наилучшее по соотношению цены и качества". Неофициально в "Аэрофлоте" признают, что выдвинутые им и принятые в итоге Enka условия "беспрецедентно жесткие и существенно защищающие заказчика". "Мы крепко отжали генподрядчика, отмечает собеседник Ъ, пожелавший остаться неназванным. Речь идет, во-первых, о жестком контроле с нашей стороны над расходами и выборе субподрядчиков, которые должны согласовываться с нами. Во-вторых, большинство рисков инфляционных, валютных курсовых несет именно генподрядчик". Размер генподрядного вознаграждения Enka не разглашается. Известно только, что речь идет о твердой неизменной цене в рамках общего бюджета, а не традиционных 5-10% общей стоимости проекта. Отметим, что у Национальной резервной корпорации (НРК) депутата Госдумы Александра Лебедева, контролирующей около 30% акций "Аэрофлота" и не всегда разделяющей мнение менеджмента авиакомпании, на этот раз не возникло претензий ни к процедуре конкурса, ни к выбранному победителю. "Главное, что наконец пройдена точка невозвратности в этом проекте и главные ворота страны обретут более достойный вид", заявил Ъ замгендиректора НРК Леонид Душатин. Акционерное общество Enka Insaat ve Sanayi Anonim Sirketi основано в 1957 году в Стамбуле. Основной акционер компания Enka Holding Investment Co Inc. Enka занимается строительством дорог, административных и жилых зданий, морских и аэропортов, электро- и гидроэлектростанций. Наиболее известные проекты, реализованные Enka, мост через Босфор в Стамбуле, цементный завод в Бенгази (Ливия), шоссе БреганаЗагребДубровник (Хорватия). В компании работает 15 тыс. сотрудников, открыты подразделения в Анкаре, Москве, Аддис-Абебе, Баку, Висбадене (ФРГ), Лондоне, Огулине (Хорватия), Сараево (Босния и Герцеговина), Триполи. В России дочерние компании Enka "Мосенка" (55% акций), "Москва Красные холмы" (52%) и "Рамэнка" (50%). Холдинг участвовал в реконструкции Дома правительства в Москве и здания Государственной думы; владеет сетью супермаркетов "Рамстор". Председатель правления головной компании Синан Тара, которому принадлежит 5,6% акций. За 2004 год компания получила доход в размере $1,41 млрд. Рыночная капитализация оценивается в $2,757 млрд. О необходимости постройки собственного терминала в Шереметьево представители компании "Аэрофлот" начали говорить еще в 1998 году. В 1999 году авиакомпания и химкинская райадминистрация подписали договор об аренде на 49 лет участка в 50 га, примыкающего к Шереметьево-2. Начало эксплуатации терминала планировалось в 2003 году. 9 февраля 2001 года состоялась церемония закладки первого камня нового аэровокзала, управляющей компанией Шереметьево-3 по строительству была названа английская компания Bovis Land Lease International. Однако внезапно земельный комитет администрации Химкинского района отказался регистрировать договор, потребовав перерегистрировать в этом районе дочерние предприятия "Аэрофлота" (это было сделано лишь к концу 2002 года). Кроме того, у "Аэрофлота" возникли разногласия с ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ, владеет терминалами Шереметьево-1 и 2), которое хотело получить большую долю в новом терминале. Реализация проекта остановилась. В декабре 2002 года "Аэрофлот" обратился в Московский арбитражный суд, чтобы добиться регистрации договора аренды в администрации Химок. Впрочем, до судебного разбирательства дело не дошло, так как в мае 2003 года договор наконец был зарегистрирован, и авиакомпания отозвала иск. В январе 2004 года дочерняя компания концерна "Альфа-групп" "Альфа-Шереметьево" выиграла конкурс на управление МАШ. Однако из-за административной реформы его результаты не утвердили. "Аэрофлот" создал для строительства и управления третьим терминалом дочернюю компанию ОАО "Терминал". 22 сентября 2004 года гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов заявил, что "совет директоров свое решение принял Шереметьево-3 строить". В тот же день министр транспорта Игорь Левитин поправил компанию, напомнив, что "окончательное решение за государством". В итоге министр, возглавляющий совет директоров ОАО МАШ, добился его участия в проекте. МАШ и "Аэрофлот" принципиально договорились о совместном участии в проекте, а в феврале 2005 года совет директоров МАШ одобрил покупку 25% плюс одной акции АО "Терминал" у авиакомпании. О своей готовности участвовать в строительстве и управлении заявляли также Сбербанк и Внешторгбанк, каждый из них настаивает на приобретении по 25% плюс одна акция. КоммерсантЪ |