20.06.2005

Немецкая марка родилась из мусора



ИРИНА ДРЕМИНА

20 июня 1948 года в Западной Германии вместо старых рейхсмарок была введена немецкая марка. Это был первый, но весьма значительный шаг в направлении "немецкого экономического чуда", которое за несколько лет превратило ФРГ из "кучи мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев", в страну с одной из самых мощных экономик мира.
После второй мировой войны Германия представляла собой сплошные руины. Работать было некому и не на чем: миллионы немцев были отправлены в трудовые лагеря, 20% промышленных предприятий было разрушено, а оборудование с уцелевших вывозилось победившими странами. Плюс огромные репарации. В Германии процветал черный рынок, продукты и товары раздавались по талонам.
Никто не мог представить, что на этом пустом поле за несколько лет можно построить процветающую экономику, но тем не менее это произошло. Если в 1948 году промышленность Западной Германии производила лишь половину того, что выпускалось в 1936 году, то уже к 1955 году объемы производства выросли в четыре раза по сравнению с довоенным уровнем.
Отцом "экономического чуда" стал профессор Людвиг Эрхард. Еще в 1930-е годы он стал разрабатывать свою экономическую концепцию, главными постулатами которой были рыночная экономика и ограничение влияния государства на экономику. "Как можно больше рынка, а государства - сколько необходимо",- говорил он. Главным мотором такой экономики становится человек, движимый конкуренцией и жаждой благосостояния. Особое значение приобретала вторая составляющая его концепции - социальная ориентация государства. Однако она понималась не как раздача денег нуждающимся, а как создание и охрана государством благоприятных условий для развития рынка и человека в нем. Причем ставка делалась не на сверхбогатых людей, а на средний класс.
Первым шагом на пути реализации этой концепции Эрхард, ставший к 1948 году министром экономики западных зон Германии, сделал денежную реформу. После войны денежно-финансовая система страны не работала, инфляция породила бартер и черный рынок. 20 июня 1948 года Эрхард неожиданно для многих девальвировал рейхсмарку и отпустил цены почти на все продукты и товары. Для того чтобы снизить спекулятивный капитал и создать примерно равные стартовые условия для среднего класса, марки обменивались по разному курсу. Каждый немец получил 40 марок сразу и еще 20 через два месяца. Остальные деньги обменивались из расчета 100 старых рейхсмарок к пяти новым. Предприятия получили от государства 60 марок на каждого рабочего, но зато лишились всех государственных обязательств.
Первое время немцам пришлось туго, поскольку выделенных средств мало на что хватало. Цены резко скакнули вверх, но ненадолго. Найдя свой реальный уровень, они остановились, и рынок мгновенно наполнился товарами. Все как-то внезапно заработало: запустились предприятия, стали строиться дома. Марка стала одновременно и толчком к дальнейшим экономическим реформам, и стержнем, который держал меняющуюся экономику, и символом возрождения страны.
1950-е показали, чего можно достичь всего за несколько лет, проводя разумную экономическую политику. Валовый продукт ФРГ рос рекордными темпами - 7-12% ежегодно. Уже в 1954 году многие немцы могли себе позволить отдыхать за границей и покупать недорогие "Фольксвагены Жуки"


Деловая газета "Бизнес"