"Аэрофлот" не пролетит мимо таможни. Авиаперевозчик впервые заплатит ввозные пошлиныКак стало известно Ъ, до конца недели ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" и Airbus S.A.S. подпишут меморандум о приобретении российским перевозчиком в 2006-2007 годах семи новых пассажирских самолетов A320 и A321. Сумма сделки не сообщается, но известно, что каталожные цены на новые лайнеры этих марок доходят до $66,5 млн и $80 млн за борт соответственно, а "Аэрофлот" к тому же должен будет заплатить ввозную пошлину в размере около $200 млн. Это первая его крупная покупка иномарок с уплатой всех таможенных платежей – три десятка эксплуатируемых сейчас "Аэрофлотом" иностранных машин были ввезены беспошлинно. ОАО "Аэрофлот" – крупнейший эксплуатант иностранной авиатехники в России. Согласно годовому отчету компании, на 1 января 2005 года в ее парке было 31 воздушное судно иностранного производства (всего в эксплуатации 87 самолетов), в том числе четыре грузовых DC 10-40F. В 1994 году премьер Виктор Черномырдин подписал распоряжение, полностью освободившее перевозчика от уплаты пошлин и налогов на ввоз 27 иномарок. В 1999 году оно было продлено еще на пять лет. Таможенные платежи (пошлина и НДС) на ввоз иностранных самолетов в Россию составляют около 40% от текущей стоимости лайнера. В 2002 году "Аэрофлот" начал реструктуризацию парка иностранных судов, находящихся у него в финансовом или операционном лизинге. Компания решила сократить их количество до двух типов, выбрав в качестве дальнемагистрального самолета Boeing 767-300ER (сейчас в парке 9 единиц), а среднемагистрального – семейство A320 (18 лайнеров), самолеты которого рассчитаны на перевозку в среднем 120-185 человек на расстояние 5,5 тыс. км. Дефицит в последнем сегменте уже сейчас оценивается менеджментом компании в девять самолетов, с учетом списания Ил-86 и Ту-154 "Аэрофлоту" в ближайшие три-пять лет потребуется еще порядка 20 аналогичных машин, а к 2010 году перевозчик планирует довести количество машин семейства A320 до 35-45 единиц. Как стало известно Ъ, "Аэрофлот" перешел к реализации своих планов. До конца недели между ним и компанией Airbus будет подписан меморандум о приобретении новых лайнеров семейства A320/A321, в котором оговариваются все коммерческие и поставочные условия, а в ближайшие месяцы стороны подпишут контракт. Замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков подтвердил Ъ, что этот вопрос находится на "продвинутой стадии проработки", речь идет о семи самолетах, которые будут поставлены перевозчику в 2006-2007 годах. Сергей Колтович, начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота", находящийся сейчас на переговорах c Airbus в Париже, не смог подтвердить или опровергнуть Ъ информацию о сделке. Пресс-секретарь Airbus Анн Галабер сказала, что не располагает информацией о меморандуме. Однако в июне в беседе с Ъ старший вице-президент Airbus по продажам Кристофер Бакли говорил, что с "Аэрофлотом" действительно ведутся переговоры о продаже A320/A321. Сумма сделки не разглашается, но известно, что стоимость нового A320 в зависимости от двигателей и комплектации по каталогу составляет $62-66,5 млн, A321 – $76-80 млн. С учетом давнего сотрудничества с Airbus и по распространенной практике, согласно которой крупные авиакомпании получают скидки с каталожных цен в 25-40%, "Аэрофлоту" наверняка удалось получить дисконт, но ему придется заплатить таможенную пошлину и НДС. "Схема (ввоза.– Ъ) рассчитана на обычный порядок, без льготных режимов",– сообщил Ъ господин Кошляков. Источник Ъ в компании говорит, что "Аэрофлот" обращался в госинстанции с запросом о возможности льготного ввоза новых самолетов, но поддержки не получил. Таким образом, авиакомпания отдаст государству примерно ту же сумму, которую выторгует у Airbus в качестве скидки. СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН, АЛЕКСАНДРА Ъ-СИМОНЕНКО КоммерсантЪ |