ROMIR Monitoring поспрашивал о потребительском кредитованииВ исследовании приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и сельских населенных пунктах России, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России. Статистическая погрешность не превышает ± 3%. Респондентам был задан вопрос: Пользовались ли Вы (или члены Вашей семьи) кредитами за последние 12 месяцев при приобретении товаров длительного пользования или услуг? (%) Ответы на него распределились следующим образом: Как показали результаты исследования, каждый четвертый россиянин (25%) за последний год пользовался потребительским кредитом для приобретения товаров длительного пользования - бытовой или видеотехники, мобильных телефонов или компьютеров, мебели или автомобилей. Исследование показало, что каждый пятый россиянин за последний год приобретал товары длительного пользования, но при этом не прибегал к услугам кредитных организаций. В Центральном федеральном округе такой вариант ответа дал каждый четвертый опрошенный (23%). Также каждый четвертый россиянин, проживающий в городах-миллионниках и в средних городах (100-500 тысяч человек) признались, что делали за последний год крупные покупки, но при этом обошлись без кредита. 25% респондентов в возрасте от 25 до 44 лет ответили, что не пользовались кредитами в течение прошедшего года при покупке товаров длительного пользования. Согласно результатам исследования, 56% россиян вообще не приобретали товары длительного пользование в течение последние 12 месяцев. Чаще, чем в среднем по выборке такой вариант ответа давали респонденты, проживающие в сельской местности (63%), пенсионеры (80%), россияне с начальным образованием (88%) и низким уровнем дохода (64%). Тем 25% респондентов, которые в ходе опроса признались, что в течение последних 12 месяцев приобретали товары в кредит, был также задан вопрос о том, какие именно товары они покупали. Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли дать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма не равна 100%): Итак, почти половина респондентов (45%), пользовавшихся потребительским кредитом за последние 12 месяцев, использовали его для покупки бытовой техники. В Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах этот показатель несколько выше, чем в среднем по России. Жителей средних городов (100-500 тысяч человек) также чаще, чем в среднем по выборке, говорили о том, что пользовались кредитом для покупки бытовой техники. Кредитами на покупку видеотехники за последние 12 месяцев воспользовались 19% россиян из числа тех, кто вообще брал потребительские кредиты. Причем в Северо-Западном регионе телевизоры и видеокамеры в кредит приобрели двое больше опрошенных, чем в среднем по выборке. 16% россиян из общего числа заемщиков также заявили, что пользовались кредитом для покупки мобильного телефона. Еще 13% респондентов сказали, что брали кредит на приобретение компьютера. На Урале и в Сибири кредитами на покупку компьютеров или ноутбуков воспользовались в 1,5-2 раза больше респондентов, чем в среднем по стране. Причем покупка компьютерной техники в кредит более характерна для жителей небольших городов с населением до 100 тысяч человек. Почти вдвое больше, чем в среднем по выборке, жителей таких городов сказали, что купили компьютер в кредит. Результаты исследования показали, что каждый десятый заемщик (13%) за последний год покупал в кредит мебель. А в Уральском федеральном округе кредитом на покупку мебели воспользовались в два раза больше респондентов, что значимо больше, чем в среднем по стране. Активно пользовались кредитами для обновления интерьера своих квартир жители средних городов (100-500 тысяч человек). Согласно результатам исследования, кредит на покупку автомобиля за последний год взяли 7% россиян из числа тех, кто пользовался потребительскими кредитами. Среди уральцев такой вариант ответа дали вдвое больше опрошенных. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, кредитом на покупку автомобиля пользовались жители малых городов (до 100 тысяч человек). Кредитами на покупку недвижимости, а также строительных материалов и сантехники за последний год воспользовались по 4-6% россиян из числа бравших потребительские кредиты за последний год. Активнее, чем в среднем по стране, ипотечными кредитами пользовались жители Северо-Западного федерального округа. Исследование показало, что наиболее активно потребительскими кредитами пользуются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Они начинают зарабатывать, создают семьи и тут же приобретают столько необходимые бытовую технику, мебель, стройматериалы для ремонта. Но также не могут себе отказать в покупке новых дорогостоящих моделей мобильных телефонов. Респонденты этой возрастной категории вдвое чаще, чем в среднем по выборке, говорили о том, что приобрели мобильные телефоны в кредит. Россияне в возрасте от 25 до 34 лет чаще, чем в среднем по выборке покупают в кредит настольные компьютеры или ноутбуки. А респонденты в возрасте от 45 до 59 лет чаще, чем остальные россияне, берут кредиты на покупку видеотехники. Как показали результаты исследования, потребительскими кредитами чаще пользуются респонденты с высоким уровнем дохода. Эти люди, вероятно, более уверены в своей кредитоспособности и одновременно понимают, что лучше прибрести необходимые товары сейчас, но в кредит, чем делать накопления и откладывать покупку. |