19.07.2005

Маршрутки московские. «Автолайн» займет рынок городского социального транспорта



РОМАН ГУЛЯЕВ

Как стало известно "Бизнесу", государственное унитарное предприятие "Мосгортранс", осуществляющее пассажирские перевозки в Москве, может быть приватизировано, а функции транспортного оператора отойдут частной компании "Автолайн".

В порядке эксперимента в ближайшее время запускаются два пилотных проекта: микроавтобусы "Автолайна" будут работать на одном из маршрутов "Мосгортранса", а компания "Автолайн-Транслайт" получит в управление один из 18 автобусных парков Москвы.

В распоряжении "Бизнеса" оказалось письмо, направленное руководителем городского департамента транспорта и связи Павлом Златиным мэру столицы Юрию Лужкову.

В нем отмечено, что департамент поддерживает план приватизации ГУП "Мосгортранс", а для отработки механизмов взаимодействия с частными операторами уже в этом году предлагается выделить из ГУПа одно предприятие, которое будет передано в управление частной компании. Как отмечается в письме, создана рабочая группа, которая состоит из представителей департамента, "Мосгортранса", Московского транспортного союза и ООО "Управляющая компания АвтолайнТранслайт", которая работает над передачей в управление 15-го автобусного парка, находящегося на северо-западе Москвы и обслуживающего районы Тушино и Митино.

По данным "Бизнеса", проекту передачи 15-го парка в управление "Автолайну" - уже более четырех лет. "Сейчас мы продвинулись до создания рабочей группы",- заявил "Бизнесу" генеральный директор "Автолайна-Транслайт" Александр Тур. По его словам, возможная передача парка в управление может быть интересна городу. "Необходимо в порядке эксперимента проверить возможность эксплуатации муниципальной собственности частной компанией. ГУП "Мосгортранс" не заинтересовано в эффективном управлении, так как чем меньше оно приносит доходов, тем больше дотаций может получить.

Мы же при управлении парком задействуем экономические рычаги",- считает Тур.

По словам Тура, выбор управляющей компании будет проходить на конкурсной основе.

Впрочем, как считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, кроме "Автолайна", в Москве нет реальных претендентовна управление таким предприятием. "Автолайн" - наиболее сильный игрок, компания с понятным и прозрачным менеджментом.

При хорошем раскладе в ходе приватизации он может стать едва ли не монопольным игроком на рынке",- отмечает аналитик.

По словам Тура, у "Автолайна-Транслайт" есть понимание, как сделать автобусный парк более эффективным с экономической точки зрения.

"Пока нам сложно рассчитать это на уровне бизнес-плана, поскольку необходимо получить исходные финансовые данные "Мосгортранса". Это будет сделано в рамках рабочей группы",- заметил Тур.

Он, впрочем, воздержался от комментариев по поводу методик повышения эффективности автобусного парка.

По мнению Кочеткова, если отработать бизнес-схему, то выручку автобусного парка можно повысить как минимум вдвое. "Мосгортранс" не стремится увеличивать доходы: они ограничились внедрением автоматической системы контроля пассажиров.

"Теперь либо автобусы ездят с нормальными интервалами, но в них никто не оплачивает проезд, либо растет собираемость, но при этом сбивается график движения из-за долгих остановок. В то же время в других городах России есть нормальные кондукторы, которые умеют собирать выручку. Наверняка "Автолайн" пойдет по этому пути",- считает аналитик. Кроме того, "Автолайн" может оптимизировать систему движения автобусов за счет выпуска на линию машин малой и средней вместимости в тот момент, когда спадает пик перевозок.

Эксперимент по выпуску на линию небольших автобусов может начаться уже в этом году. Как сказано в письме Златина, "Автолайну" предложено принять на себя перевозки машинами малой вместимости в межпиковое время на маршрутах, обслуживаемых ГУП "Мосгортранс". По словам Тура, разработаны методика и параметры использования этих машин на одном маршруте в период с 10 до 16 часов. При том что перевозить пассажиров будут машины "Автолайна" (пока не решено, "Газели" или закупаемые компанией Ford Transit и Volkswagen Transporter), на маршруте будут действовать все льготы, проездные и тарифы "Мосгортранса". "Вместо одного или двух автобусов большой вместимости будут работать соответственно два или четыре малой вместимости. Городу это обойдется дешевле",- заметил Тур.

По мнению Кочеткова, несмотря на то что условием работы с московскими властями для компании станут некоторые ограничения и обременения, "Автолайн" сможет сократить убыточность муниципальных автобусных перевозок и стать базовым партнером города. "Сейчас рынок маршрутных перевозок практически поделен, и дополнительную прибыль можно получать лишь за счет доли ГУПа",- считает аналитик.

Деловая газета "Бизнес"