Субподряд для малых предприятий. Кому будут выгодны особые экономические зоны
НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ, ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ
В конце прошлой недели Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). Руководителем агентства назначен помощник министра экономического развития и торговли Юрий Жданов. Таким образом, проект создания в России особых экономических зон вступает в решающую стадию. Однако, одобряя в целом саму идею и концепцию закона об ОЭЗ, эксперты опасаются, что в стороне от реализации проектов в таких зонах останутся ИТкомпании и малый бизнес: интересы первых принесены в жертву потребностям бюджета, а вторые могут рассчитывать лишь на субподряды от крупных компаний.
Подписанный в конце июля Владимиром Путиным закон "Об особых экономических зонах" предусматривает создание двух типов ОЭЗ. Это технико-внедренческие зоны площадью 2 кв. км, предназначенные в первую очередь для инновационной деятельности, и промышленно-производственные площадью 10 кв. км. Впрочем, уже осенью Минэкономразвития обещает внести в редакцию закона поправки, которыми предлагается создать третий тип ОЗЗ: рекреационных, где планируется развивать туризм и курортный отдых.
Экономический рай
На территории ОЭЗ будет действовать режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары могут ввозиться и использоваться в ней без уплаты импортной пошлины и НДС, а российские товары могут использоваться и вывозиться с уплатой акциза, но без взимания экспортных пошлин.
Налоговые преференции внушают бизнесу не меньше оптимизма. Например, резиденты технико-внедренческих зон смогут воспользоваться пониженной ставкой ЕСН (14% против 26%), а также не платить пять лет налог на землю и имущество. В свою очередь резиденты промышленно-производственных зон получат ряд льгот по уплате налога на прибыль. Впрочем, определенные обязательства придется принимать на себя и предпринимателям. В частности, чтобы стать резидентом промышленнопроизводственной зоны, бизнесу придется инвестировать в нее 10 млн евро, из которых 1 млн евро - в первый же год деятельности. Стоит также отметить, что из окончательного варианта закона исчезло требованиесоздавать ОЭЗ не только в "чистом поле". Теперь реализовывать проекты разрешено и на уже существующей инфраструктуре, в том числе находящейся в частной собственности.
По словам главы Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрия Жданова, не позднее сентября будет объявлен конкурс среди регионов на право создать на своей территории первые ОЭЗ. В результате планируется отобрать пятьшесть технико-внедренческих и столько же промышленнопроизводственных зон. Желание реализовывать подобные проекты уже выразили власти Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Томска, Новосибирска и ряда дальневосточных регионов.
ИТ - жертва бюджета
Эксперты оценивают закон об ОЭЗ со сдержанным оптимизмом. "Конечно, есть аргументы в пользу того, что необходимо создавать ОЭЗ не в чистом поле, а на уже работающих площадках с готовой инфраструктурой, ведь это удешевляет и ускоряет проект. Но существуют доводы против такого подхода, поскольку ряд фирм автоматически получит необоснованные конкурентные преимущества",- считает эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евгений Хотулев.
В то же время советник главы администрации подмосковного Троицка по правовым и экономическим вопросам Руслан Титов настроен несколько сдержаннее. "Например, в Троицком ИТ-парке выстроена полная цепочка поддержки инновационных компаний на всех стадиях их развития: подготовка специалистов в школе и вузе - рождение и разработка идеи в бизнес-инкубаторе - получение венчурных инвестиций - доработка до промышленного образца - создание компании и проведение IPO",- говорит он. По словам Титова, закон об ОЭЗ оставляет в зонах только последние звенья этой цепи. В результате стартапы (молодые инновационные фирмы) смогут пользоваться преимуществами ОЭЗ только после того, как встанут на ноги. "Дело в том, что разработанный Минэкономразвития закон - слишком универсальный инструмент, чтобы его можно было эффективно применить к ИТотрасли. К сожалению, специфику сферы информационных технологий принесли в жертву бюджетным принципам Грефа и Кудрина",- говорит эксперт.
Слишком крупно
Представители бизнесаперспективы ОЭЗ в России оценивают и вовсе довольно прохладно. "Закон явно ориентирован на крупных российских и транснациональных производителей, а компаниям даже среднего уровня воспользоваться благами особой экономической зоны не удастся",- считает начальник отдела маркетинга компании iRU, российского производителя ноутбуков, Елена Медведева. В частности, по ее словам, инвестиционный порог в 10 млн евро, необходимый для работы в промышленно-производственной зоне, серьезно уменьшит количество желающих переселиться в ОЭЗ. "Нестабильность российского рынка и срок соглашения на десять лет прямым образом ограничивают далеко идущие планы компаний. Этого времени может просто не хватить для того, чтобы "отбить" такие крупные инвестиции",- поясняет свою точку зрения Елена Медведева.
Близок к этой точке зрения и председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. "Таможенный режим ОЭЗ устроен так, что при ввозе продукции на территорию России она будет облагаться практически теми же платежами, что и произведенная вне зон. Это приведет к тому, что ОЭЗ будут работать на экспорт",- говорит Данилов-Данильян. Кроме того, он обращает внимание на то, что налоговые льготы в российских ОЭЗ меньше, чем в других странах, а значит, их продукция будет недостаточно конкурентоспособна.
Напротив, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства "ОПОРЫ России" Дина Крылова считает, что плюсов в законе больше, чем минусов. По ее мнению, если не установить низкий порог по обязательным инвестициям в ОЭЗ, то особые зоны превратятся в цеха по отмывке денег. Но с другой стороны, отмечает она, малый бизнес сможет работать в ОЭЗ лишь на условиях субконтрактации с крупными инвесторами.
Деловая газета "Бизнес"
|