22.08.2005

С ними лучше не летать. Европа готовит список опасных самолетов и авиакомпаний



ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН

На смену отслужившим свое машинам приходят современные лайнеры. В четверг Еврокомиссия объявила о намерении до конца 2005 года опубликовать в Интернете список небезопасных самолетов и авиакомпаний. Еврокомиссар по транспорту Жак Барро объяснил срочность последними авиакатастрофами на территории Кипра и Колумбии, жертвами которых стали в том числе и граждане стран – членов ЕС. Российские производители и перевозчики от комментариев пока воздерживаются.

Обнародовать «черный список» самолетов и авиакомпаний, пользование которыми может представлять угрозу безопасности пассажиров, министры транспорта государств ЕС договорились еще осенью прошлого года. Решение одобрено членами комитета Европарламента по транспорту. Предоставленные службами национальных аэропортов данные о техническом состоянии авиалайнеров уже поступают в единый реестр.

Отечественные специалисты в беседе с «НИ» выразили сомнения, что список Еврокомиссии будет объективным и неполитизированным. Безусловно, в него попадут типы самолетов, которые в массовом порядке производятся ведущими авиастроительными компаниями мира, на них и приходится основная доля мирового авиапарка. В России наиболее массовым пассажирским самолетом является «Туполев»: отечественный авиапром выпустил более 850 Ту-134 и свыше 900 Ту-154. В мире лидер – американский «Боинг» с 14 тыс. машин. Не исключено, что в готовящийся список могут попасть самолеты этих фирм, особенно старых модификаций.

Однако специалисты утверждают, что дело не в возрасте. Есть множество примеров, когда при условии правильного технического обслуживания и своевременной замены отработавших ресурс агрегатов самолеты исправно летают десятки лет. Другое дело, что немало авиаперевозчиков, особенно мелких, приобретают или берут в лизинг старые машины, не прошедшие соответствующие ремонты и обязательное регламентное обслуживание. Эти лайнеры используются, как правило, для обслуживания пассажиров дешевых чартерных рейсов. Еврокомиссия как раз и стремится предать гласности данные о недобросовестных перевозчиках и исключить использование турфирмами для чартерных рейсов самолетов, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности. Примечательно, что представители всех авиакомпаний, к которым «НИ» обратились за комментариями, отказались говорить что-либо о появлении «черного списка».

Авиакатастрофы августа 2005 года

18 августа в аэропорту Будапешта из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку самолет Airbus-300 турецкой компании Fly Air, выполнявший рейс Стамбул – Брюссель. На борту находились 303 человека. Пострадавших нет.

16 августа в Венесуэле разбился Mcdonnell Douglas-80 колумбийской компании «Уэстерн Карибeан». Погиб 161 человек. Предположительно, катастрофа произошла из-за отказа всех двигателей.

14 августа в 40 км от Афин разбился Boeing-737 кипрской авиакомпании «Гелиос». Предположительно произошла разгерметизация кабины пилотов. Погибли все 115 пассажиров и шесть членов экипажа.

12 августа у самолета Mcdonnell Douglas DC-10 японской авиакомпании JAL свыше 100 металлических фрагментов откололись от загоревшегося в воздухе двигателя и упали на жилой квартал в городе Фукуока. Самолет совершил экстренную посадку, никто не пострадал.

6 августа у берегов Сицилии (Италия) упал в море самолет АТР-72 тунисской авиакомпании «Tunisair». Двигатели стали терять мощность, и пилоты были вынуждены сажать машину на воду. При столкновении с поверхностью самолет загорелся и раскололся. Погибли 13 человек, трое пропали без вести.

2 августа в аэропорту Торонто (Канада) после посадки сошел с полосы пассажирский самолет А340 французской авиакомпании «Эйр Франс», фюзеляж лайнера разломился надвое и загорелся. 43 человека получили ранения.

Новые Известия