Запчасти по цене всего производителя. АвтоВАЗ раскрыл условия контракта с группой СОКОАО АвтоВАЗ опубликовало консолидированную финансовую отчетность по МСФО за 2004 год. В ней содержится информация об эксклюзивном пятилетнем контракте на поставки запчастей к вазовским автомобилям, заключенном в 2004 году. Эксклюзивным дистрибутором запчастей АвтоВАЗа является ООО "Соло", подконтрольное самарской группе СОК. В случае одностороннего отказа от договора АвтоВАЗ обязан уплатить "Соло" штраф в размере 14 млрд руб.– ненамного меньше нынешней рыночной капитализации автозавода. Аналитики считают сенсацией уже то, что автозавод решился раскрыть подобную информацию, которая вряд ли понравится инвесторам. Более 70% акций ОАО АвтоВАЗ распределены между номинальными держателями, 8,33% принадлежит Внешэкономбанку, около 6% – инвесткомпании AG Capital. Выручка от реализации завода в 2004 году по МСФО составила 160,5 млрд руб. ($5,57 млрд), чистая прибыль – 4,575 млрд руб. ($159 млн). В первом полугодии выручка составила 61,9 млрд руб. (на 3,4% больше, чем год назад), чистая прибыль – 2,6 млрд руб. (на 1 млрд руб. меньше, чем год назад). Крупнейшим акционером группы СОК является Юрий Качмазов. В нее входят 44 предприятия, в том числе 21 производитель автокомплектующих. СОК обеспечивает 37% поставок компонентов для АвтоВАЗа. Консолидированная выручка группы в 2004 году – $2 млрд. Доля производства автокомпонентов в ней – 90%, автомобилей – 3%. АвтоВАЗ и СОК – самые закрытые группы в российском автомобилестроении. В СМИ неоднократно проходила информация о том, что их контролируют одни и те же лица, и ни АвтоВАЗ, ни СОК это не опровергают. Два года назад завод официально объявил, что подконтрольная СОК фирма "Соло" получает контроль над сбытом всех запчастей к автомобилям "ВАЗ" (см. Ъ от 2 сентября 2003 года), становясь "их эксклюзивным дистрибутором". Все оптовые дистрибуторы, ранее работавшие напрямую с заводом, с 1 января 2004 года были вынуждены перезаключить договоры с "Соло". По данным Ъ, ООО "Соло" зарегистрировано в Самаре, его уставный капитал составляет 10 тыс. руб. Крупнейшим учредителем является ЗАО "Торговый дом СОК" (50%). Остальные доли распределены между тольяттинскими ООО "Ремтранс" и ООО "КБ-строй". "КБ-строй" через свое подразделение ООО "Вента" занимается продажей запчастей с 1995 года. "Ремстрой" – логистическая компания, владеющая парком в 190 грузовиков. Обе фирмы подконтрольны местным бизнесменам Шамилю Даниулову и Константину Шейкину, которые контролировали рынок вазовских запчастей до 2004 года. Такое распределение долей, по словам одного из топ-менеджеров СОК, было вынужденным: местные авторитетные предприниматели не слишком обрадовались появлению на этом рынке нового игрока. В опубликованном на днях на сайте АвтоВАЗа в интернете финансовом отчете по МСФО впервые раскрываются детали условий контракта с дистрибутором, заключенного в 2004 году "на эксклюзивные поставки запасных частей к автомобилям, произведенным обществом", то есть с ООО "Соло" (название компании в отчете не приводится, но о смене дистрибутора завод не объявлял). В частности, говорится, что договор заключен на пять лет и является эксклюзивным. А "в случае расторжения настоящего договора ОАО АвтоВАЗ в одностороннем порядке или по вине общества общество обязано уплатить штраф дистрибутору в размере пятилетней стоимости контракта, которая оценивается руководством в 14 млрд руб.". Из этого следует, что ежегодно "Соло" выкупает у АвтоВАЗа запчастей на $100 млн. Заметим также, что рыночная капитализация автозавода сейчас составляет $660 млн, что ненамного больше суммы потенциального штрафа "Соло". Пресс-службы АвтоВАЗа и СОК отказались комментировать кабальные для автозавода условия контракта и раскрывать его детали. Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital, предположил, что контракт с "Соло" – это своеобразный обмен уступками: "Договор был согласован в 2003 году, когда АвтоВАЗ испытывал сложности со сбытом продукции, и, возможно, СОК, как поставщик компонентов, пошел на выгодные для автозавода условия – например, заморозил цены, а в обмен получил долгосрочный договор, от которого АвтоВАЗ при любом развитии событий отказаться не сможет". Продавцы запчастей в Тольятти сообщили Ъ, что с появлением "Соло" ситуация на рынке не изменилась. "Они просто перенесли склад запчастей в другое место,– рассказали Ъ в компании ТДМК (занимается продажей поршней).– К отпускной цене завода прибавляют свою маржу и продают". Аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов считает, что экономического смысла в монополизации продаж запчастей одним дистрибутором не было: "Завод сам мог построить нормальную дистрибуторскую сеть". В пресс-службах ОАО "Горьковский автозавод" и ОАО "Северсталь-авто" (управляет УАЗом) Ъ сообщили, что реализацией запчастей у них занимаются сами заводы через сеть сертифицированных независимых дистрибуторов. Информация об условиях контракта АвтоВАЗа с "Соло" вызвала у автомобилестроителей удивление. "Неэффективность АвтоВАЗа не секрет для рынка, и инвесторы давно предполагали, что у него много подобных темных пятен,– говорит Гайрат Салимов.– Важно то, что он наконец стал раскрывать такие факты". ВЛАД Ъ-ТРИФОНОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА КоммерсантЪ |