Китайский синдром. Излюбленной темой аналитиков в последнее время стало пришествие китайцевЮРИЙ ХНЫЧКИН Излюбленной темой всех аналитиков, отслеживающих состояние дел на национальных автомобильных рынках, в последнее время стало пришествие китайцев. О нем с одинаковым возбуждением говорят и в Соединенных Штатах, где первые китайские автомобили появятся в следующем году, и в Европе и России, куда поставки машин из Поднебесной уже начались. Проходящая сейчас в Москве выставка "Интеравто-2005" стала публичным российским дебютом для двух китайских компаний, причем не обошлось без сенсаций. Сенсация первая: объем продаж китайских автомобилей, по обнародованным производителями данным, оказался существенно выше прогнозных. Например, глава компании Great Wall, которую можно считать пионером российского рынка, заявила, что за первые восемь месяцев было продано около 5 тыс. автомобилей, а по итогам 2005 года их число должно вырасти до 8 тыс. Важное уточнение, касающееся характеристики Great Wall как первооткрывателя рынка: первые машины под этой маркой были проданы в нашей стране всего лишь в начале 2005 года. Сенсация вторая: едва успев начать продажи, китайцы вовсю делятся планами строительства заводов на российской территории. Они рассчитывают воспользоваться новыми возможностями, предоставляемыми российским правительством инвесторам в автопром: то есть получить статус предприятий промышленной сборки и соответственно - нулевые пошлины на ввоз комплектующих. Похоже, что правительство, устанавливая новые правила игры, рассчитывало подбодрить тугодумные европейские и японские корпорации, в течение многих лет ведущие переговоры о российской сборке, а получило китайцев, моментально адаптирующихся под национальные требования. Собственно, именно эта китайская мобильность и служит причиной для волнений всего мирового автомобилестроения. Совершенно понятно, что в ближайшие несколько лет китайские автомобили не смогут на равных конкурировать с западными: скажутся молодость конструкторской школы, невысокое качество материалов, неизбежные проблемы с качеством, отсутствие развитой системы поставок запчастей и техобслуживания проданных машин. Всему этому китайцы пока способны противопоставить лишь невысокую стоимость и современный дизайн своих последних моделей. Думается, что величина доли, которую смогут занять своей продукцией китайцы на рынках разных стран, будет зависеть от уровня развития местного автопрома и доступности его продукции для населения. Бой традиционным западным автопроизводителям китайцы, если все будет развиваться по намеченным ими планам, дадут позже, а вот российский автопром может оказаться под ударом одним из первых. Деловая газета "Бизнес" |