Мы – не белые воротнички. Половина россиян не хочет работать в иностранных компанияхОЛЬГА ГОРЕЛИК Должность в западной компании больше не является пределом мечтаний россиян. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ, который посвящен желанию наших соотечественников работать на иностранного дядю. Стало ясно, что стабильность и высокая, к тому же «белая», зарплата сопровождаются жесткой дисциплиной и невозможностью самовыражаться. По мнению экспертов, все больше россиян считают работу в инофирме лишь первой ступенькой карьеры. Согласно данным ВЦИОМ, около половины участников опроса (48%) не хотели бы работать на предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям. Причем 21% из них – категорически против работы на басурман. Тех же, кто не прочь получить место в инофирме, оказалось меньше – 41%. Как выяснилось, желание трудиться на иностранного работодателя в большей степени присуще молодым и богатым. И наоборот, о своем нежелании работать на иностранные компании чаще говорят люди старшего возраста, а также респонденты с низкими доходами. Среди тех, кто хотел бы работать на иностранцев, большинство респондентов (75%) главной причиной своего выбора называет высокую, своевременно выплачиваемую зарплату. Реже указывают на то, что там лучше условия труда (12%), организация труда (10%), больше социальных гарантий (7%). Среди причин нежелания работать на иностранную компанию респонденты называли необходимость развивать отечественную промышленность (17%), чувство патриотизма (16%), а также возраст (11%) и привычку (8%). «Охлаждение к работе в иностранных компаниях – тенденция нескольких последних лет, раньше возможность получить должность в инофирме вызывала больше энтузиазма», – заявил «НИ» директор по общественным связям ВЦИОМ Дмитрий Поликанов. По мнению эксперта, патриотизм тут ни при чем, просто люди поняли, что высокие зарплаты и солидные соцпакеты не даются даром, за них от работников требуют железной дисциплины. Нередко требования, выдвигаемые иностранными работодателями, кажутся россиянам абсурдными – к примеру, запрет на ношение бороды для мужчин или невозможность появления на рабочем месте в открытой обуви для женщин. В патриотизм нежелающих работать на иностранцев россиян не верит также эксперт Стокгольмской школы экономики Ирина Селиванова. «Известно, что после сорока лет не то что в инофирмы, в российскую фирму трудно хорошо устроиться, – объясняет госпожа Селиванова. – Но кому же приятно признаваться в понимании своей социальной ущербности, пусть и навязанной извне? Поэтому люди и стараются оправдаться перед собой, заявляют о своем патриотизме. К тому же они понимают, что нужны очень большие усилия, чтобы прорваться в элиту – вложения в дополнительное образование. Поэтому, «не любимые» инофирмами, эти респонденты мотивированы на ответы, схожие с ответами людей старшего возраста». Кто же в конце концов под кого будет приспосабливаться – российские работники под иностранного работодателя, или наоборот? «Сейчас очень многие крупные российские фирмы, особенно те, которые работают с участием иностранного капитала, переняли западный стиль управления, – заявила «НИ» эксперт кадровой компании «Анкор» Елена Клековкина. – А с другой стороны, лидирующие позиции в той или иной отрасли все чаще начинают занимать российские компании именно благодаря гибкости кадровой политики и предоставлению большей свободы персоналу». Ответственность, которую российские работодатели, в отличие от западных, не боятся доверить сотруднику, делает работу в них более престижной. «Сейчас многие молодые амбициозные специалисты рассматривают работу в иностранной компании лишь как первый шаг на пути своей карьеры, – продолжает Елена Клековкина. – А получив опыт, наиболее предприимчивые сотрудники переходят в российские компании, где им предоставляется больший простор». Новые Известия |