20.09.2005

Nissan не будет открывать производство в России



РОМАН ГУЛЯЕВ
АЛАН ХУРУМОВ

Японский автопроизводитель Nissan отказывается от планов строительства собственного завода в России. Как заявил "Бизнесу" старший вице-президент европейского отделения компании Брайан Каролин, Nissan планирует серьезно инвестировать в российский рынок, но не в производство. Ряд российских партнеров компании считают, что такое решение может положительно сказаться на местном имидже брэнда.
"Мы не собираемся строить завод в России, у нас пока нет планов инвестировать в локальное производство или создавать здесь совместное предприятие",- заявил "Бизнесу" в ходе Франкфуртского автосалона старший вице-президент Nissan Europe Брайан Каролин. По его словам, компания внимательно наблюдает за растущим российским рынком, но планирует концентрироваться на дилерской сети и укреплении брэнда в России.
Ранее Nissan рассматривал сразу несколько вариантов организации сборки автомобилей в России: строительство завода с нуля; использование мощностей завода "Автофрамос", принадлежащего Renault (французский автопроизводитель входит с японцами в глобальный альянс); создание СП с российской компанией. В качестве российского партнера назывался ГАЗ, однако Каролин отметил, что переговоры с нижегородским предприятием о производстве автомобилей Nissan в настоящее время не ведутся. Это подтверждает и директор департамента внешних связей "Руспромавто" Владимир Торин. "Нас интересует не только создание автомобилей, но и автотехнологии, и производство автокомпонентов. И здесь мы готовы сотрудничать с любым крупным иностранным автопроизводителем, в том числе и с Nissan",- отметил он.
В 2004 году Nissan реализовал в России 28 тыс. автомобилей против 9500 в 2003 году. "Спрос на Nissan хороший. Получается, что завод в России японской компании строить необходимо, чтобы не проиграть конкуренцию, например, Toyota или Volkswagen, которые озабочены созданием мощностей в России",- полагает аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов. В Nissan считают по-другому. "В этом году мы планируем реализовать 50 тыс. машин, в 2006-м и 2007 годах продажи также должны расти. Мы сможем добиться этих показателей и без собственного завода",- говорит Каролин.
Салимов уверен, что тем автопроизводителям, которые построят сборочные мощности в России, будет легче выдержать конкуренцию на динамично развивающемся российском рынке. Однако аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго считает, что выгоды строительства собственного производства в России неочевидны. "С учетом того, что японцы беспокоятся о качестве, им придется инвестировать также в производство и локализацию комплектующих больше, чем уже построившим в России заводы Ford и Renault",- отмечает он. Кстати, еще одной возможной причиной отрицательного решения о строительстве завода в России Салимов считает альянс Renault и Nissan. "Вполне возможно, Nissan решил подождать с выходом в Россию, чтобы не мешать российскому проекту Renault",- говорит аналитик.
Мнения дилеров относительно действий Nissan разделились. "Завод в России - это возможность сокращения сроков поставки автомобилей,- отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы компании Genser, дилера Nissan, Ольга Михеева.- При его наличии отпадает необходимость в ряде операций, связанных с таможней и логистикой". По ее мнению, местный завод позволил бы установить конкурентные цены на машины. "Могли бы укрепиться позиции самой продаваемой модели Nissan - Almera. Эта машина сейчас стоит $15,9-20 тыс., а самый ходовой сегмент в России - автомобили до $15 тыс.",- говорит она. Менеджер по рекламе другого партнера Nissan, дилерской компании "Очаково моторс" Андрей Фролов, наоборот, считает, что завод в России Nissan не нужен. "Сложно объяснить потребителю, зачем строить завод в России только для местного рынка. Nissan в сознании покупателя - это надежный японский автомобиль, и общественное мнение может не принять российскую сборку",- считает Фролов. По его мнению, утверждение, что Toyota сможет сохранить имидж качественного японского автомобиля после открытия российского завода, не бесспорно.
Полностью интервью с Брайаном Каролином и другие подробности с Франкфуртского автосалона читайте в специальном обозрении "Транспорт" в завтрашнем номере "Бизнеса".


Деловая газета "Бизнес"