Romir Monitoring провел исследования о степени доверия к различным СМИВ рамках августовского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring задал своим респондентам ряд вопросов о СМИ - о степени доверия разного рода средствам массовой информации, о способах получения информации, о телевизионном контенте, поинтересовался мнением россиян по вопросу цензуры в прессе и т.д. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Выборка репрезентирует взрослое население страны. Статистическая погрешность не превышает ±3%. Итак, респондентам был задан вопрос: Какой источник информации вызывает у Вас наибольшее доверие? (%) Ответы на него распределились следующим образом: Как показали результаты исследования, почти половина россиян (44%) на первое место по степени доверия ставят центрально телевидение. Причем среди респондентов Южного и Приволжского федеральных округов такой вариант ответа указали - 53% и 50% соответственно. Анализ полученных результатов показал, что чем меньше населенный пункт, тем чаще его жители говорили о своем доверии центральным телеканалам. Так, в городах-миллионниках о доверии центральному ТВ сказали 28% респондентов, а в сельской местности - 53%. Была также выявлена зависимость степени доверия центральным телеканалам от возраста респондентов - россияне старших возрастных категорий несколько чаще молодежи признавались в том, что доверительно относятся к телевидению. Каждый второй россиянин с начальным уровнем образования и низким уровнем дохода сказал, что доверяет центральному ТВ - это самый высокий показатель по выборке. Центральному радио, как свидетельствуют результаты исследования, доверяют 8% россиян. Несколько чаще, чем в среднем по выборке об этом говорили россияне, проживающие в Центральном (11%) и Уральском (12%) федеральных округах. Популярность центрального радио также несколько выше, среди жителей сельской местности и пенсионеров - 10%, что, вероятно, объясняется наличием у них дома в лучшем случае трехпрограммника. На третьем месте по степени доверия находится Интернет как средство массовой информации. Электронным изданиям доверяют 5% россиян. Причем в Центральном и Северо-западном округах этот показатель был несколько выше, чем в среднем по выборке - 7%. Среди россиян, проживающих в городах-миллионниках и крупных областных центрах (500 тысяч - 1 миллион человек) о доверии Интернету заявили 8-9% респондентов. Интернету также больше, чем в среднем по выборке доверяет самая интернетизированная часть населения - молодые люди 18-34 лет, россияне с высшим образованием. В ходе опроса по 3% россиян сказали, что доверяют региональному телевидению и центральной прессе, по 2% - региональному радио и региональной прессе. 14% респондентов ответили, что доверяют всем СМИ в равной степени. Вместе с тем исследование показало, что 18% россиян не доверяют ни одному средству массовой информации. Несколько чаще, чем в среднем по выборке о своем недоверии СМИ говорили жители мегаполисов (21%), пенсионеры (21%) и россияне с начальным уровнем образования (24%). ROMIR Monitoring задавал своим респондентам аналогичный вопрос в 2004 и в 2003 году. На приведенном ниже графике видно, как за это менялись предпочтения россиян. Динамика, % Итак, как мы видим, за два неполных года уровень доверия центральному телевидению вырос на пять процентных пунктов и ровно на столько же понизился уровень доверия населения к центральной прессе. С учетом статистической погрешности нельзя говорить о сколько-нибудь значимых изменениях уровня доверия к центральному радио и региональным СМИ. Зато уровень интереса и степень доверия к электронным СМИ вырос в полтора раз с осени прошлого года. За последний год также резко увеличилась - с 10% до 18% - доля россиян, не доверяющих никаким СМИ. Чем это можно объяснить? Доверие центральному телевидению со стороны россиян всегда было высоко, поэтому и рост рейтинга неудивителен. Что же касается остальных средств массовой информации, то, видимо, сказывается разочарованность качеством и стилем подачи информации в последнее время. Поэтому опросы и показывают повышение уровня доверия к альтернативным источникам информации, например, таким как Интернет. В ходе опроса респондентам также было предложено ответить на вопрос о том, из каких источников они обычно получают информацию Вопрос звучал следующим образом: Откуда Вы обычно получаете интересующую Вас информацию/новости? (%) Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма не равна 100%): Как показало исследование, главным источником информации для большинства россиян опять же является центральное телевидение. Об этом заявили 79% респондентов. Было также отмечено, что чем меньше размер населенного пункта, в котором проживают респонденты, тем чаще они говорили о том, что СМИ №1 для них является телевидение. Россияне старших возрастных групп несколько чаще ориентируются на новостные передачи центральных телеканалов, чем молодежь. Новости черпают из центральных телеканалов четверо из пяти россиян с начальным и средним уровнем образованием. Каждый пятый россиянин (21%) в поисках свежих новостей, согласно результатам исследования, слушает центральные радиостанции. Причем среди респондентов Северо-Западного и Уральского региона этот показатель достигает 28-30%, что несколько выше, чем по выборке в целом. Центральные радиостанции, как источник новостей, наиболее популярны среди россиян, проживающих в малых городах (до 100 тысяч человек), респондентов старших возрастных категорий. 14% россиян черпает новости и вообще интересующую информацию на региональных телеканалах. Среди сибиряков это практикует каждый четвертый опрошенный, что является самым высоким показателем по выборке. Региональное телевидение также популярно среди россиян, проживающих в крупных городах - областных центрах. Больший интерес к региональному телевидению, чем в среднем по выборке проявляют россияне с высшим образованием. Еще 14% россиян, согласно полученным результатам, предпочитают знакомиться с новостями в центральной прессе. Причем наибольшей популярностью по сравнению с выборкой в целом общероссийские газеты и журналы пользуются среди россиян, проживающих в Центральном федеральном округе (18%) и москвичей в частности (15%). Центральную прессу регулярно читает каждый пятый россиянин 35-44 лет, а также 20% респондентов с высшим образованием - это самые высокие показатели по выборке. И на пятом месте в полученном рейтинге находится Интернет. Новости из Сети черпают в целом 7% россиян. Однако среди жителей Северо-Западного округа такой вариант ответа указали 13% опрошенных. Наибольшей популярностью новостные сайты пользуются у россиян 18-24 лет - 20%, у респондентов с высшим образованием (13%) и высоким уровнем дохода (11%). Исследование показало, что региональное радио и пресса являются источником информации для 6% и 4% россиян соответственно. Сопоставляя полученные ответы с результатами по предыдущему вопросу - о доверии тем или иным СМИ, напрашивается вывод, что наибольшем числом лояльных читателей могут похвастаться электронные СМИ, которые читают 7% россиян, а доверяют - 5%. Аналогичное соотношение было зафиксировано и по отношению россиян к центральному телевидению - более половины смотрящих новости по центральным каналам доверяют предоставляемой информации. Что касается других средств массовой информации, то здесь картина совсем другая. Россияне смотрят, слушают, читают, но относятся с осторожностью к получаемой информации. |