22.09.2005

Российские корпорации открылись наполовину



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

В 2005 году прозрачность российских компаний увеличилась, говорится в опубликованном вчера исследовании агентства Standard & Poor's (S&P). Правда, при этом ведущие компании стремятся скрыть информацию о себе даже после проведения IPO.
Усредненный индекс транспарентности крупнейших российских компаний повысился до 50% по сравнению с 46% в 2004 году, 40% в 2003 году и 34% в 2002-м, говорится в отчете "Исследование информационной прозрачности российских компаний 2005 года". Однако России еще далеко до западных стран. Например, в Великобритании аналогичный показатель составляет 71%. Индекс, как пишется в докладе, подсчитывался на основании изучения 54 российских компаний.
"В то же время Standard & Poor's отмечает, что рост происходил в основном за счет компаний, имевших в прошлом весьма низкие показатели транспарентности. Многие из них по-прежнему не достигли даже среднего уровня прошлого года",- заявила директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова. В частности, лидер прошлого года "Ростелеком" ухудшил свой показатель с 85% до 82%. ЮКОС, входивший еще в 2002 году в тройку лидеров, скатился на 48-е место.
Еще один удивительный результат исследования: Rambler Media, "Пятерочка" и "Евразхолдинг", осуществившие недавно IPO и получившие листинг на Лондонской бирже, замкнули рейтинг прозрачных компаний. Rambler с 2% занял последнее 54-е место, а над ним расположились "Пятерочка" (3%) и "Евразхолдинг" (21%). "Эти компании размещали акции на площадке AIM, которая не предъявляет строгих требований к раскрытию информации. Я полагаю, что они рассматривали привлечение инвестиций на бирже как разовую акцию",- объясняет странную скрытность российских компаний начальник отдела корпоративного управления компании "Технологии корпоративного управления" Елена Дубовицкая. Был случай, вспоминает она, когда менеджеры одной из российских корпораций отказались публиковать информацию о зарплатах, так как боялись вызвать у населения недовольство величиной своих заработков. Поэтому ее прогноз таков: "Транспарентность будет медленно повышаться, но по-прежнему за счет того, что компании из конца списка будут понемногу улучшать свои показатели".
Несмотря на то что прозрачность заметно влияет на стоимость компании, продолжает S&P, "всего 40 из 54 компаний раскрывают сведения обо всех своих крупных акционерах". Среди отраслей по открытости лидирует телекоммуникационная, которая значительно опережает следующую по списку второй нефтегазовую сферу,- 72% против 56%.



Деловая газета "Бизнес"