07.10.2005

Радио net. Сегодня обычных станций множество, виртуальным "радио" вообще нет числа



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Радио - занятнейшее медиа. Ведь уж сколько раз ему пророчили смерть, а оно живо всем назло. Когда появился интернет, вместо того чтобы быстренько "отойти к праотцам", некоторые радиостанции довольно резво освоили новый формат распространения звука и стали вещать в Сети. Сегодня обычных станций множество, виртуальным "радио" вообще нет числа. И каким-то образом все они уживаются, вопрос только - кто же победит в итоге и сможет ли сетевое радиовещание стать серьезным бизнесом.
Тому, что виртуальных радиостанций в Сети, как песчинок на пляже, есть простое объяснение: сделать такую может любой желающий с самыми минимальными затратами. Не надо получать радиочастоты, покупать оборудование, нанимать работников, снимать площадь под студию. Музыкальная коллекция на жестком диске, небольшие настройки программного обеспечения, оплата интернета, вот, по существу, и все траты.
Для большинства людей поддержка какой-то небольшой виртуальной радиостанции такое же хобби, как ведение блога. Задача заработать денег просто не стоит, поэтому и о размещении рекламы люди всерьез не задумываются, да и их незначительная с точки зрения рекламодателей аудитория мало кому интересна.
Вроде бы развлекаются люди и ладно, никому вреда не делают. Но в совокупности все эти тысячи интернет-радиостанций потихоньку отъедают слушателей у профессиональных станций. По данным NPD Group, в США за прошлый год у онлайн-радио аудитория увеличилась на 17%, а у традиционного уменьшилась на 4%. По большому счету, любительские радиостанции ценят за их непрофессионализм. В том смысле, что там вообще нет или почти нет рекламы, нет бубнящих диджеев. Зато много разной музыки, которую на обычном радио и не услышишь. Хозяев станций не очень заботит прирост аудитории до больших масштабов, и они могут позволить себе ставить музыку, которая нравится мизерному числу людей.
Предположим, что в интернете начала вещать онлайнрадиостанция, которая принялась работать "как большие". Набрала значительную аудиторию, научилась ее продавать рекламодателям, стала зарабатывать деньги, наняла диджеев. Что же может заставить слушателей остаться верными этой станции, еслиони действительно слушают онлайн-радио по причине его "непрофессиональности" и если существуют тысячи других станций? Собственно, в Рунете есть уже это "почти что большое" радио SunRadio. Почти, потому что аудитория у него невелика, рекламы нет. "Большое", потому что есть студия и профессиональное оборудование, музыка, звучащая в эфире, лицензирована. Видимо, на SunRadio решили зарабатывать деньги не рекламой, а сервисом - предлагают услуги по организации интернет-радиовещания для других компаний. Этакое корпоративное радио в рамках одной отдельно взятой компании. Тоже вариант, конечно. Для, скажем, сетей магазинов это может быть интересно как относительно недорогой способ организации единого звукового пространства во всех торговых точках. Но это уже другой путь - "немедийный" и не о нем сейчас речь. Судя по всему, в призрачной борьбе традиционного радио и онлайнового победит дружба.
Для "больших" радиостанций организация полноценного качественного вещания в Сети в будущем станет стандартом, как это уже стало с газетами. Любительские радиостанции тоже останутся, но просто без денег.


Деловая газета "Бизнес"