Сыроделы не хотят отдавать рынок импортуСыр можно считать индикатором изменений в российской экономике и благосостоянии населения. Чем состоятельнее делаются наши граждане, тем они более склонны переводить сыр из категории повседневного ингредиента утренних бутербродов в изысканный деликатес для праздничного стола. Есть у столь приятной тенденции и оборотная сторона: потребители все чаще выбирают дорогой импорт. Сыры можно разделить на несколько групп. Плавленые — самые дешевые. Твердые сыры относятся к нижней и средней категории. К элите относятся мягкие сыры и сыры с плесенью — их покупают по особым случаям и спрос сосредоточен в основном в крупных городах. Российские производители работают в сегменте твердых и плавленых сыров. И если отечественным плавленым сырам удается противостоять иностранным конкурентам, то твердые сыры все чаще покупаются импортные: по данным официальной статистики, с 2001 года рост импорта составил более 50%. Между тем именно твердые сыры среднего ценового сегмента эксперты считают наиболее перспективным направлением. Отвоевать здесь позиции российские производители обещают созданием новых брендов. "Качественный сыр должен быть брендирован", — утверждает Маргарита Сидоркина, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса сыро-молочного холдинга "Белая Река". Пока же даже проверенные временем отечественные марки, например сыр "Российский", выпускают различные предприятия. Однако, отмечает содиректор Capital Research Group Николас Коро, российский рынок сыров сейчас на третьем месте по потенциалу брендирования, и вложения компаний в ребрендинг растут. В связи с этим обостряется и корпоративная борьба за обладание марками. "Ярким примером может служить борьба компании "Вимм-Билль-Данн" с заводом "Карат" за марки "Янтарь" и "Дружба", — говорит Коро. Однако бренд должен подтверждаться качеством, а главным препятствием к его повышению является качество молока. Дело в том, объясняет Маргарита Сидоркина, что молоко российских буренок содержит меньше белка, чем импортное, а именно от него зависит качество сыра. Но даже такого молока с каждым годом становится все меньше — удои падают. Выход российские сыроделы нашли: сейчас все больше производителей объявляет о переоснащении производства и закупках за рубежом племенного стада. Дело это недешевое. Например, ЕБРР инвестирует в развитие производства холдинга "Белая Река" 8,5 млн. долларов в течение пяти лет. Но другого выхода, по мнению Николаса Коро, у российских сыроделов нет: нужно вкладывать деньги в развитие производства, ребрендинг и рестайлинг. Однако в результате нас ждет удорожание всей сыро-молочной продукции. "Качественный сыр дешевым не бывает", — утверждает Сидоркина. Некачественный, впрочем, тоже ждет рост цен — хотя бы потому, что молоко дорожает на 20-30% в год. Пока рост цен сдерживается импортом дешевых сыров из Украины и Белоруссии, что раздражает российских производителей. "Своей некачественной продукцией и низкими ценами они просто разрушают наше производство", — сетует Сидоркина. Но управа на конкурентов уже найдена: в ближайшее время планируется создать ассоциацию российских сыроделов, которая будет лоббировать в правительстве антидемпинговые меры против украинской и белорусской продукции. При этом никто не сомневается, что это приведет к удорожанию сыров. "За качество надо платить", — философски замечает Николас Коро. // ГАЗЕТА YARMARKA.NET |